ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ ДМИТРИЯ РОГОЗИНА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 3. ВОЙНЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

3.26. ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА

ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА – интенсивное противоборство в информационном пространстве с целью достижения информационного, психологического и идеологического превосходства, нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным структурам и средствам коммуникаций (информационно-техническая, сетецентрическая и кибервойна), подрыва политической и социальной систем, а также массированной психологической обработки личного состава войск и населения (информационно-психологическая война).

Термин «информационная война» используется в двух смысловых вариантах:

- в широком смысле – для обозначения противоборства в информационной среде и средствах массовой информации для достижения различных политических целей;

- в узком смысле – как информационные военные действия, военное противоборство в информационной сфере в целях достижения односторонних преимуществ при сборе, обработке и использовании информации на поле бояоперации, сражении), снижения эффективности соответствующих действий противника.

Как явление появилось как минимум в конце Второй мировой войны, а как понятие стало употребляться в 80-х годах ХХ века, особенно в США в ходе проведения «холодной войны».

В качестве военно-политической категории, информационная война определяется как совокупность способов воздействия на сознание всех социальных групп государства-противника для искажения или изменения знаний об основных социальных и природных явлениях, как следствие, для ослабления или разрушения основ общества, что создает условия для дезорганизации мер противодействия агрессии.

Включает в себя систему мероприятий, направленных на подрыв морально-психологического состояния населения и личного состава ВС противника, а также на защиту от таких же действий со стороны врага. Информационно-психологическая война с противником сочетается с мерами по укреплению морального духа и патриотизма своих войск и населения.

Основу информационно-психологической войны в современных условиях может составлять подготовка и проведение крупных информационных и психологических операций по специально разработанным планам с определенными целями, главными из которых могут быть:

  • ослабление обороноспособности противника, подрыв боеготовности и боеспособности его войск, незыблемости авторитета военного руководства и командного состава, снижение боевой устойчивости личного состава и его моральное разложение, нарушение нормальной работы тыла ВС;
  • организация «управляемых кризисов», дискредитация политического руководства противника, инициирование среди населения государства-противника недовольства, беспорядков, панических настроений, а в некоторых случаях гражданской войны;
  • сокрытие целей и масштабов войны (прежде всего, захватнической, несправедливой) с целью ослабления антивоенных настроений в своих странах и создания образа врага в лице неприятеля.
  • Может вестись как в военное, так и в мирное время. Информационная война в военное время характеризуется повышенной интенсивностью, как правило, меньшей продолжительностью, более грубым использованием различных методик информационного воздействия, что связано с тем, что краткосрочные цели информационного воздействия в данном случае имеют приоритет над долгосрочной стратегией.

    Информационная война в мирное время проводится в форме информационного противоборства во всех сферах общественной жизни: в экономике, политике, в социальных отношениях, в сфере духовной жизни и особенно в идеологии. В идеологической сфере ставится задача размыть философские и методологические основы познавательной деятельности народа государства-противника, посеять в его сознании хаос, лишить уверенности в своем будущем, внедрить ложные экономические и нравственные установки. Конечной целью информационного противоборства является завоевание и удержание информационного превосходства – преимущества над противником в области сбора, обработки, распространения информации, а также противодействия соответствующей деятельности противника.

    Дезинформация реализуется, как правило, через все виды средств массовой информации в течение длительного времени. Внедрение агентуры влияния в СМИ противоборствующего государства позволяет манипулировать общественным сознанием народа, применять специальные средства его «зомбирования». Основным средством ведения информационной войны являются информационные и психологические операции.

    В последнее время все чаще используется термин стратегические коммуникации – задействование в единых целях комплекса всех доступных средств воздействия на информацию и информационные системы целевой аудитории, включая связи с общественностью, рекламу, военную информацию, агитацию, пропаганду, общественную дипломатию и др. Совместное и скоординированное использование этих средств позволяет добиваться синергетического эффекта. В экономической науке синонимом стратегических коммуникаций являются интегрированные маркетинговые коммуникации.

    В связи с вступлением человечества в эпоху глобализации, поиска новых форм всеобщего цивилизационного жизнеустройства, преодоления отживших форм международных общественных отношений, размах и степень отрицательного влияния информационных войн на состояние международной и национальной безопасности будут возрастать. При этом исключительно военного решения эта проблема не имеет.