ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ ДМИТРИЯ РОГОЗИНА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 6. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО. ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

6.55. ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКАЯ ОБОРОНА

ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКАЯ ОБОРОНА (ВКО) – комплекс мероприятий, а также боевых действий разновидовых (разнородных) группировок войск (сил), проводимых под единым руководством, по единому замыслу и плану в целях защиты государства, его вооруженных сил, населения, экономических и других объектов от ударов с воздуха и из космоса. Эти задачи на сегодняшний день решаются силами Космических войск, войсками и силами ПВО, а также силами РЭБ.

Основу подсистемы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, а также подсистемы поражения (подавления) средств воздушно-космического нападения иностранных государств составляют соединения и части авиации и войск ПВО Военно-воздушных сил и войск ракетно-космической обороны из состава Космических войск. В систему ВКО под общим управлением объединяются системы ПВО и ПРО, СПРН и контроля космического пространства.

Как составная часть обороны страны и обеспечения ее безопасности ВКО имеет не только стратегическое, но и военно-политическое значение.

Термин «Воздушно-космическая оборона» впервые упоминается в Указе Президента РФ № 1032 от 13 июля 1993 г. «О создании единой системы ВКО РФ». Предполагалось, что ВКО будет создаваться на основе войск Противовоздушной обороны (ПВО). Позже в ходе реформирования вооруженных сил Указом Президента РФ № 725 от 16 июля 1997 г. войска ПВО были включены в состав Военно-воздушных сил (ВВС), и работа по созданию ВКО фактически оказалась заморожена на несколько лет.

Снова к вопросу о создании ВКО вернулись в 2000-е годы. В 2006 г. была принята Концепция создания воздушно-космической обороны России, где ВКО определяется как «Комплекс общегосударственных и военных мероприятий, а также боевое применение войск (сил), способных вести борьбу со средствами воздушно-космического нападения (СВКН) противника по единому замыслу и плану, под единым руководством с целью защиты группировок ВС, населения, экономических и других объектов страны от ударов с воздуха, из космоса и через космос». В рамках реализации концепции в 2009 г. было создано Объединенное стратегическое командование ВКО – мозговой центр системы.

Значение ВКО отражено и в принятой в феврале 2010 г. Военной доктрине Российской Федерации – там создание системы ВКО обозначено в качестве одной из основных задач развития военной организации.

В своем Послании Федеральному Собранию 31 ноября 2010 г. Президент России Д.А.Медведев конкретизировал это положение: «...особое внимание нужно уделить укреплению воздушно-космической обороны страны, объединить существующие системы противовоздушной и противоракетной обороны, предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства. Они должны действовать под единым управлением стратегического командования». На расширенной коллегии Министерства обороны 18 марта 2011 г. Президент заявил, что такая система должна быть создана до конца года. Д.А.Медведев потребовал, чтобы она создавалась не на бумаге, а «в контексте текущей ситуации, включая решение вопроса о нашем участии или неучастии в создаваемой системе европейской противоракетной обороны.. Президент предложил сформировать несколько крупных авиационных баз, чтобы повысить мобильность подразделений и создать военную инфраструктуру, эшелонированную по основным стратегическим направлениям. Новая концепция ВКО должна быть представлена руководству страны.

Необходимость создания ВКО обусловлена разработкой и появлением качественно новых СВКН, в первую очередь гиперзвуковых летательных аппаратов. По оценкам многих экспертов, СВКН способны решать стратегические задачи войны и в значительной мере определять ее исход даже без применения крупных группировок сухопутных войск. Соответственно, согласованному действию СВКН необходимо противопоставлять такие же согласованные действия сил обороны.

Таким образом, на сегодняшний день можно выделить следующие основные требования к системе ВКО:

– способность эффективно решать задачи противовоздушной и противоракетной обороны важнейших объектов государственного и военного управления, экономики и инфраструктуры Российской Федерации, основных группировок войск (сил) и объектов Вооруженных Сил, в том числе при пресечении террористических акций в воздушном пространстве;

– сохранение боеспособности основных группировок войск (сил) Вооруженных Сил при отражении массированных ударов СВКН без существенного снижения эффективности в течение необходимого времени;

– способность сосредоточить усилия на избранных направлениях и (или) переносить усилия с одного направления на другое.

В самое ближайшее время концепция воздушно-космической обороны страны будет конкретизироваться и наполняться практическим содержанием, пропорционально немалым ресурсам, выделяемым государством на эти цели.