ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ ДМИТРИЯ РОГОЗИНА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 9. МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЫ (ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ВООРУЖЕНИЮ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКЕ СССР И РФ)

9.2.2. ТАНК

ТАНК - боевая гусеничная бронированная машина, обладающая высокой мобильностью на пересеченной местности, высоким уровнем защищенности и большой огневой мощью за счет основной пушки калибра не менее 75 мм с высокой начальной скоростью снаряда, имеющей угол поворота в горизонтальной плоскости 3600 для ведения огня прямой наводкой по бронированным и другим целям. Всесуточное применение танкового оружия обеспечивается тепловизионными и ночными приборами видения.

Справочно: Наиболее массовыми предвоенными танками были Т-26 и БТ. Танки использовались в гражданской войне в Испании, в вооруженных конфликтах с Японией на Дальнем Востоке, в войне с Финляндией. К исходу 1941 года Великой Отечественной войны большинство танков Т-26 попало в разряд безвозвратных потерь.

Танки «второго поколения» (1939-1945 гг.) показали свое превосходство над немецкими танками. Речь идет об известных всему миру боевых машинах: Т-34, применявшихся для непосредственной поддержки пехоты и для маневренных боевых действий, а также о танках КВ и ИС – для прорыва укрепленных оборонительных полос, насыщенных противотанковой артиллерией.

Танки Т-34 оказались самыми массовыми и универсальными в Советской Армии. Высокая технологичность конструкции позволяла наладить его серийное производство с использованием недостаточно квалифицированной рабочей силы на различных по оснащению машиностроительных заводах. Это дало возможность во время войны развернуть массовое производство танков Т-34 на семи заводах по единой технической документации.

За время войны выпуск Т-34 составил 51 тысячу машин. На базе танка разрабатывались самоходные артиллерийские установки, а также огнеметный танк. Танки использовались во всех операциях Великой Отечественной войны, в войне с Японией, а также в войне в Корее (1950-1951 годы) и различных послевоенных вооруженных конфликтах.

Первый образец тяжелого танка КВ был изготовлен в сентябре 1939 года и во время войны с Финляндией направлен для участия в прорыве «линии Маннергейма», где показал высокие боевые качества. В период войны выпускались модификации КВ-1С, КВ-85 с пушкой калибра 85 мм, а также огнеметный танк КВ-8. Всего за годы Великой Отечественной войны было изготовлено около 4 тыс. танков этого типа. На их базе выпускались самоходные артиллерийские установки СУ-152, получившие название «Зверобой» за нанесенный ими большой урон новым германским танкам в Курской битве. Танки КВ использовались в войсках до окончания Великой Отечественной войны.

Продолжением развития танков КВ во второй половине Великой Отечественной войны являлась разработка еще более мощного тяжелого танка ИС. Танки ИС-3 поступили в войска в начале 1945 года и использовались на завершающем этапе Великой Отечественной войны и в войне с Японией. Всего было изготовлено более 5 тысяч танков ИС-1, ИС-2 и ИС-3. На базе этих танков выпускались самоходные установки ИСУ-122 и ИСУ-152.

Танки «третьего поколения» разработаны в 1946-1960 годах. К ним относятся средние танки Т-54, Т-55 и Т-62, тяжелый танк Т-10 – последний серийный представитель этого класса машин, ПТ-76 – первый отечественный танк, предназначенный для морских десантных операций при волнении моря до 4-5 баллов.

Боевая масса средних танков возросла незначительно, до 36 т, их основные характеристики были повышены, в частности, за счет поперечного расположения двигателя, который обеспечивал танку скорость движения до 50 км/ч, торсионной подвески, переноса люка водителя с верхнего лобового листа на крышу корпуса.

Танки Т-55 поставлялись армиям многих стран и выпускались по лицензиям в Чехословакии, Польше и КНР. Производство этих танков продолжалось до 1979 года.

Современные танки различают по предназначению - основные танки, огнеметные танки и плавающие танки; по габаритно-массовым характеристикам - легкие, средние и тяжелые танки. Двигатели танков дизельные (главный конструктор А.А. Морозов) и газотурбинные (генеральный конструктор Н.С. Попов).

К числу наиболее приоритетных образцов современной бронетанковой техники можно отнести средние танки «четвертого поколения»: дизельный Т-72, газотурбинный Т-80, а также дизельный танк «пятого поколения» Т-90 (в сентябре 2011 г. планировалось представить танк Т-90АМ, являюшийся доработанной версией Т-90). К числу лучших западных танков можно отнести дизельный «Леопард»-2A6 – ФРГ, газотурбинный М1А1 «Абрамс» - CША, дизельный «Леклерк» - Франция.

Справочно: На танках Т-72 и Т-80 установлена пушка 125 мм с применением боеприпасов раздельного заряжания с частично сгорающей гильзой.

На танке Т-80 установлен газотурбинный двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с. Защита от противотанковых средств и воздействия оружия массового поражения повышается за счет комбинированной брони, фильтровентиляционной установки, создающей избыточное давление очищенного воздуха. Кроме того, защита повышается за счет динамической защиты, сплошных бортовых экранов и других средств.

В настоящее время самым совершенным отечественным танком признан ракетно-пушечный Т-90.

Он представляет собой новое поколение российских танков и создан на основе осмысления тактики и стратегии применения танков в реальных условиях современного боя. Танк сохраняет классическую компоновочную схему, при которой основное вооружение размещено во вращающейся башне, силовая установка и трансмиссия — в кормовой части корпуса, а экипаж — раздельно: командир танка и наводчик в боевом отделении, механик-водитель — в отделении управления. Практически каждый узел или система танка Т-90С имеет новое качество.

Автоматизированный комплекс управления огнем предназначен для ведения эффективной прицельной стрельбы на больших дальностях артснарядами и управляемым снарядом из танковой пушки с ходу и с места по движущимся и неподвижным целям наводчиком и командиром, днем и ночью, а также из спаренного пулемета. Обеспечивает повышение дальности эффективной стрельбы и увеличение дальности видения ночью, в том числе за счет установки в танк телевизионного прицела.

Комплекс управляемого вооружения с лазерно-лучевым каналом управления позволяет вести стрельбу управляемой ракетой через ствол пушки с места и с ходу по неподвижным и движущимся целям на дальностях от 100 до 5000 м.

Оптико-электронный комплекс подавления обеспечивает защиту танка от поражения противотанковыми управляемыми снарядами с полуавтоматическими системами наведения с обратной связью по трассеру. Система автоматического кругового обзора, обнаружения и защиты танка от противотанковых снарядов с полуавтоматическими лазерными головками самонаведения обеспечивает создание помех комплексам управления противотанковых средств с лазерными дальномерами и целеуказателями.

Закрытая зенитная установка позволяет командиру вести прицельную стрельбу с использованием приводов дистанционного управления по воздушным, а в стабилизированном режиме — по наземным целям, оставаясь под надежной защитой брони. Встроенная динамическая защита эффективна против бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов. Сочетание встроенной динамической защиты и многослойной брони дает танку дополнительные возможности выживания в экстремальных боевых условиях.

Основным вооружением Т-90С является гладкоствольная пушка калибра 125 мм повышенной точности и высокой баллистики. Применение автомата заряжания позволило достичь высокой скорострельности (до 7-8 выстрелов в минуту), что выгодно отличает его от большинства зарубежных танков. Возможности танковой пушки по борьбе с наземными бронированными и низколетящими воздушными целями расширены за счет применения комплекса управляемого вооружения, что позволяет уничтожить любой самый современный танк до того, как он приблизится на расстояние эффективной стрельбы из своей пушки.

На танке традиционно установлен дизельный двигатель, основным преимуществом которого по сравнению с газотурбинным двигателем, особенно в условиях жаркого климата и песчаных грунтов, являются:

  • незначительное падение мощности при высоких температурах среды;
  • высокая надежность в условиях сильной запыленности;
  • меньший в 1,8-2 раза расход топлива.
  • Танк Т-90С может преодолевать по дну водные препятствия глубиной до 5 м с безостановочным выполнением боевых задач после преодоления водной преграды. Машина имеет встроенное оборудование для самоокапывания, устройство для навески минных тралов и может транспортироваться всеми видами транспорта, в том числе самолетами Ил-76МД (МФ) и Ан-124 (2 ед.). Т-90 принят на вооружение в 1993 году.