ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ ДМИТРИЯ РОГОЗИНА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 9. МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЫ (ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ВООРУЖЕНИЮ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКЕ СССР И РФ)

9.3.5. САМОЛЕТЫ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНОЙ АВИАЦИИ

Самолеты военно-транспортной авиации - Важнейшим фактором боеготовности войск является их высокая мобильность (быстрая доставка сил и средств в угрожаемый регион). Для ВС России, учитывая ее огромную территорию, это может быть достигнуто наличием мощного парка военно-транспортной авиации

Во второй половине 1960-х годов в этих целях был создан военно-транспортный самолет средней дальности с грузоподъемностью не менее 40 т для перевозки основных видов вооружения, в том числе среднего танка (моногруза). ОКБ С.В.Ильюшина выполнило это задание, создав самолет Ил-76М с турбореактивным двухконтурным двигателем Д-30КП, первый полет которого состоялся в 1971 г. Самолет Ил-76 в различных вариантах был выпущен большой серией и успешно эксплуатируется до сих пор в нашей стране и многих других государствах.

Проведенные в 1970–1990 гг. в НИИ и ОКБ исследования по определению облика транспортных и пассажирских самолетов большой грузоподъемности позволили развернуть работы в ОКБ О.К.Антонова по созданию тяжелого военно-транспортного самолета стратегической дальности Ан-124 «Руслан» грузоподъемностью до 150т., оснащенного 4-мя двигателями Д-18Т с большой степенью двухконтурности. На самолете было применено много оригинальных конструктивных решений: многоколесные шасси, сквозная система погрузки-разгрузки крупногабаритных грузов, большое количество деталей и элементов конструкции из композиционных материалов и др. Летные испытания Ан-124 начались в 1982 году и закончились успешно.

Концептуальные решения, реализованные в конструкции самолета Ан-124, получили свое дальнейшее развитие при создании уникального шестидвигательного самолета Ан-225 «Мрия» с максимальной грузоподъемностью до 250 тонн, который был предназначен для перевозки сверхгабаритных и сверхтяжелых грузов (в частности, МКС «Буран»).

На сегодняшний день Ил-76 остается основным самолетом российской ВТА. В рамках ее перевооружения планируется приобретение модернизированных Ил-76МД, новых Ил-112 (на замену парка Ан-26), Ил-476, а также модернизированных Ан-124 «Руслан».