ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ ДМИТРИЯ РОГОЗИНА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 9. МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЫ (ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ВООРУЖЕНИЮ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКЕ СССР И РФ)

9.5.4. НАДВОДНЫЕ БОЕВЫЕ КОРАБЛИ

надводные боевые корабли - Важнейшей неотъемлемой составной частью в системе сбалансированных сил флота являются надводные корабли. Их значение в условиях всесторонне повышающейся воздушной опасности постоянно росло в связи с тем, что они являются единственной силой флота, способной нести авиацию (авианосные корабли), и обеспечить тем самым проведение операций различного назначения с участием надводных и подводных сил флота.

В Советском Союзе первый отечественный корабль авианосной архитектуры ТАКР проекта 1143 типа «Киев» был введен в строй 1975 г. Были введены в строй еще 2 подобных корабля «Минск» и «Новороссийск» (проекта 1143.3). В ходе строительства третьего и четвертого кораблей внедрялось эффективное радиоэлектронное, зенитно-ракетное вооружение. Были улучшены условия для боевой деятельности палубной авиации.

Строительство ТАКР с повышенной эффективностью авиации и атомной энергетической установкой (пр. 1153) было начато только в 80-х годах (пр. 1143.5) с вводом корабля в строй на рубеже 90-х годов, а внедрение атомной энергетической установки на кораблях такого типа (пр. 1143.7) ожидалось не ранее середины 90-х годов.

Большое внимание в кораблестроительных программах уделялось кораблям с динамическими принципами поддержания (КДПП). Были созданы опытные образцы катеров на подводных крыльях – ракетного пр. 1240 и противолодочного – пр. 1141. Серийно строились сторожевые катера на ПК пр. 133 и большие серии торпедных (пр. 206М) и ракетных (пр. 206МР) катеров с носовыми подводными крыльями.

Существенное развитие получили корабли и катера на воздушной подушке (амфибийные), предназначенные для использования в тактических десантных операциях и как десантно-высадочные средства БДК пр. 1174.

В 1979 г. был построен головной десантный экраноплан пр. 904 (типа «Орленок») (всего 3 ед.), способный развивать скорость над водой до 500 км.ч. В дальнейшем предполагалось строительство ракетных экранопланов пр. 903 (типа «Лунь»).

В конце 80-х годов завершилось строительство малого ракетного корабля на воздушной подушке со скегами (жесткие бортовые стенки судна на воздушной подушке).

В 1960–1980 гг. были также созданы и вступили в строй вспомогательные суда различного назначения: навигационного и гидрографического обеспечения (пр. пр. 852, 862 и др.), корабль комплексного снабжения (пр. 1833), ремонтно-технические базы (пр. пр. 323, 2001), морские транспортные суда (пр. пр. 1791, 1559В и др.), суда аварийно-спасательного и технического обеспечения (пр. пр. 1452, 1780 и др.), способные выполнять свойственные им функции в удаленных от баз районах.

На сегодняшний день в составе ВМФ России находятся тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» пр.11435, тяжелые атомные ракетные крейсера пр. 11442, ракетные крейсера проекта 1164, эскадренные миноносцы пр.956, большие противолодочные корабли пр.1134, 1135, 1144, 1155; сторожевые корабли, десантные корабли пр.771, 775, 1171. В 2010-2011 гг. спущены на воду головной фрегат нового поколения пр.22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков», второй и третий корветы пр.20380 «Сообразительный», «Бойкий».