ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ ДМИТРИЯ РОГОЗИНА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 10. ТЕОРИЯ ВООРУЖЕНИЯ И ОСНОВЫ ПРАКТИКИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

10.14. КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ВООРУЖЕНИЙ

10.14. КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ВООРУЖЕНИЙ:

– совокупность последовательно разрабатываемых и взаимоувязанных государственных документов по обоснованию состава ВС и вооружений в соответствии с требованиями «оборонной достаточности»;

– иерархическое построение, содержание и взаимодействие высших государственных документов, в совокупности определяющих военное строительство миролюбивого государства.

Их иерархия может выглядеть следующим образом:

  • «Концепция национальной безопасности»;
  • «Концепция военной безопасности»;
  • «Военная концепция»;
  • «Основные направлений развития вооружений и военной техники.;
  • «Государственные программы вооружения».
  • 1. «Концепция национальной безопасности» любого развитого государства многогранна. Она анализирует все существующие и перспективные внешние и внутренние угрозы, ранжируя их по значимости. Кроме того, она должна предлагать меры по их локализации и сдерживанию (или полному устранению). По существу она выражает и защищает право на жизнь целых государств, больших и малых народов.

    Среди указанных угроз важнейшую роль играют военные угрозы, анализ которых должен быть положен в основу особой составной части «Концепции национальной безопасности» – «Концепции военной безопасности».

    2. «Концепция военной безопасности», раскрывая установки «Концепции национальной безопасности» и «Военной доктрины» и исходя из опыта войн XX-го века, подтвердившего невозможность обеспечить военную безопасность государства каким-либо одним видом Вооруженных Сил, намечает пути сбалансированного подхода в развитии войск и сил флота в интересах их совместного применения в вероятных сценариях войн и военных конфликтов современности. Это требование реализуется в «Военной концепции».

    3. «Военная концепция», углубляя и конкретизируя те или иные установки «Военной доктрины» и «Концепции военной безопасности», состоит из трех сегментов:

  • военно-политический сегмент содержит важнейшие исходные данные, определяющие характер, возможные пути и способы решения военно-политических проблем (крупных военно-политических задач). В нем рассматриваются возможные варианты реализации военной политики страны с учетом конкретно складывающейся внешнеполитической обстановки в пределах 10-15-летнего периода времени, а также ключевые вопросы воинского и идейно-патриотического воспитания военнослужащих;
  • военно-стратегический сегмент содержит исходные данные, определяющие характер и способы силового решения военно-политических проблем. Прежде всего, принимаются во внимание наиболее вероятные сценарии возможных войн и военных конфликтов, а также вытекающие из них стратегические задачи вооруженных сил, исходя из предполагаемого характера и уровня ближнесрочных, среднесрочных и более отдаленных военных угроз.
  • Основным «потребителем» исходных данных этого сегмента является «Военная стратегия» (ВС), являющаяся, образно говоря, «военной директивной технологией» реализации всего многообразия высших военно-политических, доктринальных и концептуальных установок. При этом оперативное искусство является «рабочей технологией» реализации стратегических установок и оперативных планов, а военная тактика - «рабочей технологией» воплощения в жизнь тактических планов, уставов, наставлений и т.п.

    Главной функцией «Военной стратегии» является организация и ведение во всех пространственных сферах вооруженной борьбы с использованием ВВТ. При этом вытекающие из нее установки и требования образуют обратную связь для уточнения военно-технических установок в части придания оружию новых боевых свойств и информационных возможностей.

  • военно-технический сегмент содержит директивный «стартовый» материал для формирования» периодически обновляемых (один раз в пять лет) «Основных направлений развития вооружений и военной техники..
  • 4. «Основные направления развития вооружений и военной техники. (ОН ВВТ) обосновывают приоритетный состав нового и модернизированного вооружения для проведения боевых операций во всех пространственных и физических сферах (на суше, на морях и океанах, в воздушном пространстве и в космосе), устанавливают их важнейшие тактико-технические показатели, указывают на необходимые функциональные связи между важнейшими конструктивно разнородными образцами, комплексами и системами вооружений видов ВС и родов войск в военных операциях, определяют ориентировочные (желаемые) сроки реализации работ.

    Таким образом, в ОН ВВТ военные аспекты указанного выше сегмента Военной концепции преобразуются в соответствующие военно-технические производные. По существу ОН ВВТ являются «Военно-технической концепцией» развития материальных средств войны.

    5. «Государственные программы вооружения» (ГПВ) устанавливают разработку, производство и поставки в войска и силы флота всех новых и модернизированных образцов ВВТ для проведения военных действий всех уровней (от боя до крупной операции) на всех возможных театрах войны.

    В советское время в программных заданиях указывалось: «что делать, кому делать, когда сделать, а также стоимость работ», благодаря чему ГПВ представляла собой системообразующую «военно-техническую директивную технологию», устанавливавшую все многообразие работ для оборонно-промышленного комплекса на десятилетний период, которое реализовывалось через государственные пятилетние и годовые планы.

    В СССР основным исполнительным и постоянно задействованным «механизмом» реализации ГПВ, пятилетних и годовых планов являлся оборонно-промышленный комплексОПК.

    Неотъемлемой частью «механизма» ОПК являлись заказывающие органы Министерства Обороны СССР, в состав которых входили сотни военных представительств (военных приемок), оказывавших активное влияние на повышение качества и своевременность поставок военной продукции.

    Ниже, на примере формирования в СССР последних ГПВ, показано адресное распределение реальных финансовых средств, выделявшихся на закупки вооружения и военной техники.

    Указанный пример подтверждает высокий уровень организации и взаимодействия всех основных структурных элементов военно-технического строительства в СССР, что невозможно без тесного взаимодействия с военно-оперативными структурами. При всех достоинствах военно-технического строительства в СССР ряд серьезных просчетов советского политического и военного руководства привел к явному излишеству заказов дорогостоящего вооружения и военной техники. что подорвало экономическую мощь страны.