ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ ДМИТРИЯ РОГОЗИНА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ, МИР И ВОЙНА

1.58. АКТИВНАЯ САМООБОРОНА

АКТИВНАЯ САМООБОРОНА – превентивные вооруженные действия перед лицом неминуемой или крайне вероятной агрессии со стороны противника, а также действия, направленные на недопущение развития такой агрессии. Активная самооборона предполагает возможность краткой военной акции для защиты своих граждан.

В современной истории имеются примеры применения вооруженной силы для защиты соотечественников за пределами национальных границ:

1965 год - бельгийские десантники при транспортной и технической поддержке США и Великобритании предприняли вооруженную операцию для защиты двух тысяч иностранцев в Заире;

1976 год - израильские «коммандос» спасли в Уганде заложников, захваченных палестинскими террористами;

1983 год - США совершили вооруженное вторжение на Гренаду под предлогом защиты тысячи американских граждан, оказавшихся в опасности в результате государственного переворота в этом островном государстве;

1989 год - США ввели войска в Панаму, обозначив одной из основных причин необходимость защиты американских граждан в этой стране;

1991 год - четыре тысячи французских и бельгийских десантников вторглись в Заир для эвакуации своих сограждан и других иностранцев.

1998 год - в ответ на взрывы американских посольств в Кении и Танзании, в результате которых погибло более трехсот человек, США нанесли ракетные удары по лагерям подготовки террористов на территории Афганистана и по фармакологическому заводу в Судане.

1999 год - правительство Уганды в ответ на убийства иностранных туристов конголезскими террористами решило преследовать и уничтожить конголезских бандитов за пределами своих границ.

2001 г. - настоящее время – операция США «Несокрушимая свобода» и операция коалиционных сил НАТО (Международные силы содействия безопасности – ISAF) в Афганистане против террористического подполья «Аль-Кайды» и движения Талибан, подозреваемых в причастности к терактам в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г.

2008 г. – после нападения Грузии на неподконтрольную ей республику Южная Осетия, повлекшего массовую гибель российских воинов-миротворцев и мирных граждан РФ, Россия ввела свои войска для принуждения агрессора к миру.

2011 г. – объявленная президентом США Б.Обамой ликвидация на территории Пакистана силами спецназа ВМС США главы «Аль-Кайды» Усамы бин Ладена.

Все указанные действия представляют собой часть признанной мировым сообществом практики защиты государством жизни и достоинства своих граждан, где бы они ни находились. Безусловно, мотив самообороны может быть использован как предлог для агрессии против других государств, что вовсе не означает, что государство лишено права на самооборону.

Международное право и сложившаяся практика международных отношений позволяют сделать вывод: в случае, когда какое-либо государство не в состоянии пресечь преступные действия террористических групп, осуществляемые с его территории против населения и инфраструктуры иного государства, при исчерпании иных, мирных способов защиты своего суверенитета, а также в случае возникновения критической ситуации второе государство вправе нанести профилактические превентивные удары по объектам террористов на территории первого государства. Подобным же образом государства вправе действовать и против инфраструктуры наркомафии на территории другого государства в случае, если его власти парализованы или, наоборот, напрямую вовлечены (и тому есть неопровержимые свидетельства) в наркоагрессию против соответствующего государства.

Статья 51 Устава ООН подтверждает «неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону» в ответ на вооруженное нападение, до тех пор, «пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности».

Документы Совета безопасности ООН обязывают государства.члены ООН «воздерживаться от организации, содействия и подстрекательства к террористической деятельности, от финансирования, поощрения или проявления терпимости к ней». В соответствии с этими требованиями все правительства должны предпринимать меры к тому, чтобы территории их стран не использовались террористами для создания своих баз или для подготовки террористических актов.

Кроме того, Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ), рассмотрев обстоятельства вооруженных акций боснийских сербов, действовавших с территории Союзной республики Югославия, пришел к выводу, что государство несет всю полноту ответственности за действия частных лиц на своей территории, в том числе и организованных в преступные группы, независимо от того, действовали они при этом от имени государства или нет. Тем не менее, этот принцип не коснулся до сих пор оценки ситуации в ряде других стран, в частности, Грузии, откуда неоднократно осуществлялись вылазки международных террористов против Российской Федерации.

Статья 2 Конституции РФ гласит: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.. Государство, таким образом, имеет правовые основания на использование всего арсенала средств, вплоть до применения вооруженной силы, для защиты граждан, находящихся в опасности. При этом Конституция страны не ограничивает территории, на которой эта защита должна быть осуществлена. Закон РФ «О гражданстве» утверждает, что граждане России пользуются защитой и покровительством России и за ее пределами. Следовательно, государственная власть обязана принимать адекватные меры для восстановления их нарушенных прав вне зависимости от того, где это нарушение произошло.

В настоящее время законодательство России позволяет использовать формирования Вооруженных сил Российской Федерации и подразделения специального назначения за пределами российской территории в соответствии с международными договорами, либо в целях пресечения международной террористической деятельности против Российской Федерации и ее граждан.

Резюмируя: главное условие использования военной силы на территории другого государства – наличие убедительных причин для ее применения. Таковыми могут считаться следующие: 1) руководство страны поддерживает деятельность террористических организаций на своей территории, 2) государство предоставляет убежище террористам, и 3) государство и хотело бы, но не в состоянии самостоятельно пресечь бандитские набеги на территории сопредельных государств, и вдобавок отказывается от международного сотрудничества.

Действия государства, применяющего силу, оправданны исключительно в тех случаях, когда они предпринимаются с целью защиты сограждан, нейтрализации терроризма и пресечения иной реальной угрозы. Эти действия не должны выходить за пределы непосредственной защиты, использоваться для свержения власти в другой стране или изменения ее политического строя.

Критерии правомерности такого рода действий:

  • наличие реальной угрозы жизни соотечественников или систематического и грубого нарушения их основополагающих прав и свобод;
  • отсутствие (исчерпание) иных, мирных средств разрешения конфликта, создающего необходимость прибегнуть к крайним мерам самообороны;
  • гуманитарная цель вооруженной операции, когда военные действия по ликвидации очага международного терроризма или спасению соотечественников за рубежом должны быть единственным или, по крайней мере, основным мотивом акции;
  • пропорциональность и адекватность целям непосредственной защиты от реальных угроз;
  • ограниченность по времени и применяемым средствам.
  • Действия государства, применяющего силу, должны предприниматься для ликвидации очага международного терроризма или защиты сограждан и не выходить за пределы поставленной задачи.

    Соблюдение данных условий гарантирует законность активной самообороны государства и соответствующих военных действий за пределами национальной территории.