ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ ДМИТРИЯ РОГОЗИНА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 12. ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, ВОЕННАЯ РЕФОРМА, КОНВЕРСИЯ

12.10. ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА - степень подготовленности государства к защите от агрессии. Складывается из материальных и духовных элементов, выражающих военные, экономические, научные, социальные и морально-психологические возможности государства и народа.

На обороноспособность государства влияет характер его военной политики, уровень развития и подготовки ВС, состояние инфраструктуры территории государства как возможных театров военных действий. силы и средства гражданской обороны, эффективность мер по обеспечению живучести экономики. Обороноспособность государства определяется его мобилизационными возможностями, составом и боевыми возможностями ВС, количеством и качеством вооружений, морально-духовным настроем народа.

В ХХI веке все большее значение для обороноспособности приобретает умение военно-политического руководства государства предотвратить вооруженное нападение за счет использования всех факторов, от политико-дипломатических до угрозы возмездия, а если война все же начнется - в способности отразить агрессию, защитить население, территорию, экономику и отстоять суверенитет государства.

К числу основных мероприятий по обеспечению обороноспособности государства относятся:

  • прогнозирование военно-политической ситуации и оценка военных угроз;
  • активная превентивная дипломатия, вносящая раскол в стан потенциальных противников и цементирующая постоянные или гибкие коалиции для совместного отражения военных угроз;
  • разработка военной политики, военной доктрины, концепции военного (оборонного) строительства и развития ВС;
  • рациональное строительство и развитие ВС, организация их всесторонней подготовки и поддержание в необходимой готовности;
  • заблаговременное планирование применения ВС с учетом различных вариантов (сценариев) начала и ведения войны;
  • развитие военной науки и ускоренное внедрение ее достижений;
  • управление развитием материального оснащения ВС, прежде всего, оружием и военной техникой, создание для этого необходимой научно-технической и технологической базы;
  • мобилизационная подготовка органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, территории и населения страны;
  • создание запасов материальных ценностей в государственных и мобилизационных резервах;
  • планирование и осуществление мероприятий гражданской и территориальной обороны.
  • правовое регулирование в области обороны.
  • Поддержание обороноспособности государства на должном уровне - одна из важнейших функций государства, организующего целостную систему специальных политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер. Правовой основой для проведения указанных мер в мирное время и осуществления защиты государства в военное время служат международное право, а также комплекс внутригосударственных документов: конституция, действующее законодательство, военная доктрина.

    Для реализации своего права на обороноспособность государство создает соответствующие органы (Министерство обороны. и содержит необходимые вооруженные силы, предназначенные для сдерживания потенциальных агрессоров угрозой нанесения неотвратимого возмездия, а в случае развязывания войны - для ведения полномасштабных военных действий. Одновременно организуются:

  • международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны.
  • контроль над соблюдением действующих международных соглашений;
  • ведение всех видов разведки для своевременного вскрытия подготовки агрессора к нападению, исключения его внезапности, а также исключения отставания в состоянии технической оснащенности своих вооруженных сил от ВС потенциальных противников;
  • обеспечение должного сохранения государственной и военной тайны при использовании передовых военных технологий и технологий двойного назначения в гражданской сфере экономики страны;
  • координация деятельности органов государственной власти и управления, а также органов местного самоуправления в области обороны.
  • гражданский контроль расходов на оборону и деятельность всех силовых министерств в объеме, предусмотренном законом.
  • Граждане государства участвуют в обеспечении обороноспособности своего государства на основе устанавливаемой воинской обязанности. В РФ органы государственной власти и органы местного управления, ведомства, предприятия, учреждения и организации принимают участие в обеспечении обороноспособности на основе закона об обороне, других законодательных актов.