ВОЕННАЯ РЕФОРМА В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ – составляющая военной реформы, предусматривающая создание материальных гарантий боевого потенциала ВС путем модернизации возможностей военно-промышленного комплекса и создания условий для поддержания их на уровне оборонной достаточности
В условиях сокращения общих расходов на оборону необходимо провести реструктуризацию ОПК в направлении объединения опытно-конструкторских, научно-исследовательских и производственных предприятий, имеющих конструктивно и функционально сходную тематику.
Наряду с этими мерами следует:
определить рыночные способы сохранения внутреннего и внешнего (экспортного) спроса на конечную продукцию, комплектующие изделия, запасные части, услуги и информационные ресурсы, а также коммерческие интересы внутренних и внешних инвесторов в реструктуризации и развитии производственной базы, в том числе их участии в организации новых совместных производств;определить перечень приоритетных мер по компенсации и парированию кризисных явлений, в том числе за счет диверсификации и конверсии производства, а также структурно идентифицировать их наполнение, оценить ожидаемые реализуемость и конечную эффективность этих мер;разработать внутренний и внешний механизмы адаптации управленческой сферы и научно-промышленного потенциала оборонной промышленности;совершенствовать материально-техническую и производственную базу, стимулировать инновационный процесс, в т.ч. путем внедрения эффективной системы обмена инновационными наработками;при параллельном производстве оборонной и гражданской продукции (например, военных и гражданских самолетов, военной радиолокационной продукции и бытовой техники) не распространять на всю выпускаемую продукцию высокие накладные расходы, продиктованные спецификой производства военной продукции. Решить эту задачу можно и нужно путем разделения управляющих, обеспечивающих и вспомогательных структур под общей дирекцией предприятия;основательно снизить накладные расходы оборонных предприятий за счет кардинального сокращения вспомогательных рабочих и упразднения второстепенных подразделений;изменить практику «уравниловки» в оплате труда, стимулирующую снижение качества продукции и сдерживающую инициативы наиболее активной части работников;ввести звания «дипломированный инженер» и «дипломированный научный сотрудник» лицам, окончившим высшие учебные заведения и проявившим на практике полное соответствие занимаемой должности с одновременным и существенным повышением им заработной платы;сократить до минимума выпуск инженеров-вечерников и, особенно, инженеров-заочников, теоретический уровень подготовки которых, как правило, не вполне соответствует высоким требованиям современного производства.В этих целях руководству оборонных отраслей промышленности следует провести:
обобщенную оценку состояния, анализ структуры военно-промышленного комплекса и формирование предложений по процедурам его реструктуризации и конверсии, направленной на адаптацию к условиям рыночной экономики;ретроспективный и прогнозный анализ конъюнктуры тех сегментов рынка, где имеется и/или целесообразно присутствие продукции предприятий оборонной промышленности;формирование маркетинговой стратегии оборонной промышленности и обоснование протекционистских мер;формирование кооперационной стратегии промышленности;разработку предложений по государственному управлению оборонно-промышленным комплексом России, включая совершенствование нормативно-правовой базы;разработку мер по превентивной санации отдельных предприятий ОПК, прежде всего систем их управления;разработку базовых встроенных адаптационных управленческих механизмов;анализ социальных вопросов, связанных с трудоустройством высвобождаемой рабочей силы, особенно на тех предприятиях, которые являются бюджетообразующими в рамках городских инфраструктур, принятие по ним неотложных решений.Особое внимание следует уделить сохранению интеллектуального ядра оборонной промышленности -
ОКБ и
НИИ - разработчиков вооружения и
военной техники, а также научных подразделений академии наук и высшей школы, традиционно связанных с военной тематикой.
В рамках мобилизационного плана производства в угрожаемый период должна быть отражена ставка на разумное накопление дефицитного сырья и материалов, эффективную реконверсию и ассимиляцию промышленных предприятий в особый период.