ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ ДМИТРИЯ РОГОЗИНА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 2. ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА

2.8. ПОЛИТИКА С ПОЗИЦИИ СИЛЫ

ПОЛИТИКА С ПОЗИЦИИ СИЛЫ - разновидность внешней политики, в которой достижение поставленных политических целей связывается с оказанием, главным образом, военного давления и прямым применением средств вооруженного насилия со стороны одного государства против другого, более слабого в военном отношении государства.

Политика с позиции силы предполагает:

  • достижение подавляющего или, по меньшей мере, значительного военного превосходства над потенциальным противником, особенно в решающих средствах вооруженной борьбы;
  • создание мощного военного потенциала (как правило, далеко за пределами оборонной достаточности) и постоянное его наращивание;
  • организацию превентивных военно-политических акций;
  • использование методов военного диктата, угроз и демонстрации военной мощи, преднамеренного подрыва военного и экономического могущества других государств
  • оказание давления на нейтральные государства в целях их подчинения своей политике.
  • В прошлом политика с позиции силы считалась наиболее действенной и рациональной, открывающей кратчайшие пути к решению поставленных военно-политических задач. В современных условиях взаимозависимости между национальной и международной безопасностью, развития политической и экономической интеграции, могущества оружия политика с позиции силы обычно не приводит к достижению ожидаемых результатов.

    Тем не менее, попытки реализовать такую политику в расчете на использование определенных преимуществ периодически демонстрируются отдельными государства.и и их коалициями.

    Стоит различать политику с точки зрения силы и применение различных видов силы в мировой политике.

    СИЛА В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕуровень военного, политического, экономического и культурного влияния государства и иных игроков на события, тенденции и других лиц, а также степень контроля над важными для государственных целей ресурсами и возможностями. Синонимами силы в данном контексте, как правило, выступают могущество и мощь.

    Силы государств определяют его отнесение к различным «уровням» стран: державы средней величины, региональные державы, супердержавы, державы-гегемоны. Однако определение силы в мировой политике может относиться не только к государства., но и негосударственным игрокам: военным организациям, транснациональным компаниям, религиозным институтам, неправительственным организациям, экстремистским группировкам и т.п.

    Различают «жесткую силу» и «мягкую силу».

    «Жесткая сила» - уровень развития «насильственных» (принуждающих) инструментов государства. вооруженных сил, официальной дипломатии, возможностей в области экономического давления и санкций, политического принуждения и т.п. Приверженцы школы политического реализма считают данные инструменты основными и необходимыми для противодействия международным конфликтам и поддержания мира.

    «Мягкая сила» - уровень развития «притягательных» инструментов государства. интереса зарубежных аудиторий к культуре, туризму, науке, наличие симпатий к руководству государства и его известным гражданам, уровень экономических и инвестиционных возможностей, способности выступать в качестве примера и т.п.

    Система, пытающаяся интегрировать возможности «мягкой» и «жесткой» силы, называется «умной силой».