ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ ДМИТРИЯ РОГОЗИНА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 16. ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

16.38. ВОЙНЫ НА АФРИКАНСКОМ КОНТИНЕНТЕ

ВОЙНЫ НА АФРИКАНСКОМ КОНТИНЕНТЕ. Войны второй половины ХХ века на территории Африки связаны с распадом колониальной системы и возникновением множества межэтнических и политических конфликтов. В ряде случаев причиной конфликта становилось соперничество США и СССР, конкуренция транснациональных корпораций. Тропическая Африка стала пятым в мире регионом по импорту оружия, несмотря на крайне низкий уровень жизни.

Война в Алжире (1954-1962 гг.). В 1954 г. Национальная освободительная армия (НОА) Алжира начала войну за освобождение от колониальной власти Франции. Военные действия приобрели широкий масштаб. К 1956 г. число французских военнослужащих в Алжире удвоилось и достигло 500 тыс. человек. В 1957 г. в войну вмешался Египет, который начал поставку НОА новейшего вооружения. Война вспыхнула с новой силой. Тем не менее, французским войскам удалось к 1958 г. фактически оттеснить НОА на границы Туниса. В 1960 г. после ряда удачных операций против повстанцев превосходство французской армии стало подавляющим. Однако война, приносящая многочисленные жертвы, стала непопулярной во Франции. В марте 1962 г. был подписан договор о прекращении огня. По официальным данным, в ходе войны было убито 15583 солдата французской армии, иностранного легиона и французских мусульман. Потери алжирцев составили 250 тыс. человек. Уже после подписания мирных соглашений алжирские повстанцы организовали нападение на солдат-мусульман французской армии, разоруженных военным начальством. Погибло, по разным оценкам, от 25 до 100 тыс. человек. Французское население Алжира (до войны - около 1 млн. человек) покинуло страну.

Война в Нигерии (1967-1969 гг.). В Нигерии, получившей независимость в 1960 г., произошел раскол на территориальной, религиозной и этнической почве. В стране существовали три региона: север, где преобладали народности хауса, канури и фульбе, запад - с доминированием йоруба и восток, населенный в основном народностью ибо. Среди населения было 27 млн. мусульман, сконцентрированных преимущественно на севере, 20 млн. христиан, составлявших 90% населения восточного региона, и 11 млн. приверженцев племенных культов (анимистов), разбросанных по всей стране. В июне 1960 г. в столице произошло столкновение; мусульмане обвинили в этом ибо. В последующие пять месяцев ибо, жившие на севере, подверглись истреблению. Уцелевшие ибо бежали с севера и запада на восток. Восточные провинции были блокированы правительством. 30 мая 1967 г. была провозглашена независимость восточной части Нигерии, получившей название Биафра. В июле 1967 г. началась гражданская война, длившаяся два с половиной года. Жертвами ее стали от 1 до 2 млн. ибо. Армия Восточной Нигерии капитулировала.

Война в Руанде (1963-2000 гг.). После обретения независимости в 1962 г. в этой стране было сформировано правительство, состоящее в основном из народности хуту (85% населения). В 1990-1994 гг. политика геноцида против народности тутси (15%) достигла своего пика, в результате которого погибло 700–800 тыс. тутси и умеренных хуту.

Бежавшие из страны тутси создали Руандийский патриотический фронт. Его отряды, получив оружие и поддержку правительства Уганды, вернулись в Руанду, захватили столицу Кигали. После 30 лет изгнания из Уганды, Бурунди, Танзании и Конго в страну вернулись почти миллион тутси. Одновременно около миллиона хуту, опасаясь расправы, бежали в соседний Заир (ныне Конго). Отсюда боевики хуту стали нападать на Руанду, устраивать террористические акты. Параллельно происходили столкновения с конголезскими этническими тутси (баньямуленге).

В 2000 г. избранный лидером государства П.Кагама объявил, что намерен стать президентом всех руандийцев. Вместе с тем, деятельность боевиков хуту в соседнем Конго (Киншаса) продолжается.

Война в Судане (1956-1972, 1982-1984, 1989-2001 гг.). В Судане существовали два региона — арабский мусульманский север и юг, населенный христианами и анимистами. Конфликт между этими регионами, вспыхнувший после обретения Суданом независимости в 1956 г., продолжался 17 лет и унес около 500 тыс. жизней южан, подвергшихся геноциду. В 1972 г. между правительством и руководством южносуданских повстанцев было достигнуто соглашение о прекращении огня. Стороны договорились, что три южные провинции образуют в рамках Судана автономный южный регион. Но немусульманское население противилось насильственной исламизации и в 1982 г. возобновились военные действия, достигшие особого накала к 1983 г. К концу 1984 г. большая часть южных провинций оказалась под контролем повстанцев.

Возобновление после 1989 г. наступательных действий на юге со стороны правительственных войск, раскол в рядах повстанческой Народно-освободительной армии и утрата поддержки Эфиопии побудили к началу мирных переговоров. Однако война на юге Судана продолжалась, и в 1993 г. мирные переговоры были сорваны. В последующие годы ни одна из сторон так и не смогла установить действенный контроль в этой части страны.

С 1983 г. погибло около 1,5 млн. суданцев-южан (большинство в результате голода и эпидемий). Свои жилища вынуждены были покинуть не менее 5 млн. человек, которые преимущественно находятся в лагерях беженцев на юге Судана.

Господствующий в Судане режим исламского фундаментализма имеет в своем распоряжении и применяет против повстанцев сухопутные войска численностью 75 тыс. человек, 200-300 устаревших танков, более 400 БТР и бронеавтомобилей, 35-50 боевых самолетов.

9 января 2005 г. Правительство Судана и представители Суданского народно-освободительного движения/армии (южная повстанческая группировка) подписали Всеобъемлющее мирное соглашение, однако обстановка в стране продолжала оставаться нестабильной. В соответствии с ним в январе 2011 г. состоялся референдум по вопросу независимости Южного Судана от Судана, в ходе которого почти 99% населения этой области проголосовали за независимость Южного Судана. По его итогам в июле 2011 г. должно состояться провозглашение нового государства.

Война в Заире (Конго) (1997-1999 гг.). В течение 32 лет государством правил диктатор Мобуту, поддерживаемый США, их союзниками и транснациональными корпорациями, которые вывозили из Заира медь, редкие металлы, алмазы на сумму примерно в 1,5 млрд. долларов в год.

Режим предоставил в распоряжение США не только национальные богатства, но и свою территорию, в частности базу Камина в Западном Заире, с которой шло снабжение антиправительственной группировки УНИТА, воевавшей против дружественного СССР ангольского правительства.

Восстания против диктатора в 1979, 1989, 1992 гг. были потоплены в крови. В 1997 г. усилилась партизанская война против режима Мобуту. Повстанцев поддержали тутси-баньямуленге, а также правительства Руанды и Уганды, предоставившие в помощь повстанцам свои войска. Через несколько месяцев режим Мобуту рухнул, Заир был переименован в Демократическую Республику Конго. Пришедший к власти президент Кабила попытался пресечь организованные тутси расправы против хуту и захват представителями народности тутси руководящих постов в администрации и армии. В ответ 2–3 августа 1998 г. начался антиправительственный мятеж. Мятежников поддержали Уганда, Руанда и Бурунди, пославшие в страну свои войска. Правительство соседней Анголы в надежде блокировать тыловые позиции УНИТА направило на помощь президенту Конго свои войска. Судан помог Кабиле, направив в 1999 г. свою авиацию для бомбардировки мятежников в районах Северного Конго. Мятежники были разгромлены. К середине 1999 г. под контролем Киншасы оказалась лишь половина территории страны. Повстанцы сохранили контроль над значительной частью восточных провинций и экономически важных провинций центра. На территории Конго продолжались ожесточенные бои.

До сих пор действуют несколько групп мятежников численностью в несколько десятков тысяч вооруженных бойцов. Правящий режим поддерживается Анголой, а также войсками Зимбабве (7-10 тыс. военнослужащих. и Намибии (2 тыс. военнослужащих.. Оппозиция опирается на поддержку и вооруженные силы Руанды, Уганды и Бурунди. Борьба за контроль над местными минеральными богатствами часто вызывает стычки и среди союзных группировок. В Демократической Республике Конго развернута самая масштабная миротворческая миссия ООН.

Война в Анголе (1975-1992, 1998-2000 гг.). С 1958 по 1974 гг. Советский Союз поставил в Анголу военной техники общей стоимостью 55 млн. долларов. С 1975 г. непосредственное участие в военных действиях на территории этой страны принимали советские военные советники численностью до 350 человек. Кроме того, к берегам Анголы стали прибывать боевые корабли ВМФ СССР. Советская военная миссия в Анголе была свернута лишь в 1991 г. За период с 1975 по 1991 гг. в Анголе побывало свыше 10 тыс. советских военных.

Оппозиция была представлена Национальным союзом за полное освобождение Анголы (УНИТА). Одной из причин конфликта стала опора МПЛА на этнос бунду, УНИТА - на значительную часть этноса овимбунду. Между правительством и оппозицией началась война, осложнившаяся вторжением войск ЮАР и Заира. На помощь правительству Анголы пришел кубинский экспедиционный корпус, оснащенный военной техникойоружие. советского производства. Иностранные войска были вынуждены покинуть Анголу.

Лишь в 1992 г. представители правящей партии МПЛА и УНИТА сели за стол переговоров и согласились провести выборы. УНИТА, потерпев поражение на выборах, вновь взялся за оружие. В 1994 г. была достигнута договоренность о национальном примирении и прекращении огня. За несколько лет передышки УНИТА накопил силы, получив контроль над месторождениями высококачественных алмазов. Закупив в обход санкций ООН современное оружие, УНИТА сформировал армию численностью 60 тыс. бойцов, оснащенную сотней танков, бронетранспортеров, системами залпового огня, тяжелой и легкой артиллерией, несколькими боевыми самолетами, вертолетами, и в декабре 1998 г. возобновил полномасштабные вооруженные действия. В первой половине 1999 г. война шла с переменным успехом, во второй половине года правительственным войскам удалось переломить ситуацию. В результате крупного наступления в сентябре 1999 г. были взяты главные базы УНИТА, захвачены арсеналы снаряжения и оружия, в том числе 27 танков и 40 боевых машин пехоты. К 2000 г. правительственные войска контролировали большую часть территории Анголы. В ноябре 2002 г. было объявлено о завершении мирного урегулирования в Анголе.

За 25 лет войны в Анголе убито около полумиллиона человек, почти три миллиона беженцев и перемещенных лиц вынуждены были покинуть свои жилища. От недоедания и нищеты в стране ежегодно умирает около 200 тыс. человек.

Война в Мозамбике (1976-1992 гг.). После освобождения от португальского колониального господства в стране разгорелась гражданская война. Против правительства Фронта освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО) выступила организация Мозамбикское национальное сопротивление (МНС), пользовавшаяся поддержкой ЮАР.

Стремясь положить конец войне, правительство Мозамбика в 1984 г. пошло на подписание с властями ЮАР договора, в соответствии с которым обе стороны обязывались не предоставлять материальной помощи и баз на своей территории группировкам, действия которых представляют угрозу для безопасности обоих государств. Однако насилие продолжалось. К началу 1987 г. более миллиона мозамбикцев были вынуждены покинуть места своего проживания, еще 250 тыс. нашли пристанище в лагерях беженцев на территории соседних стран. 2,5 млн. человек остались без продовольствия. С конца 80-х годов ХХ века международные организации стали оказывать правительству Мозамбика экономическую помощь. Военная помощь была оказана соседними Зимбабве и Танзанией, которые направили в Мозамбик свои воинские контингенты.

Прекращение в 1990 г. финансовой и материальной помощи ЮАР (после победы на президентских выборах Н.Манделы), окончание «холодной войны» и истощение других источников поддержки антиправительственной оппозиции (преимущественно от Португалии и других государств Запада) позволили в 1992 г. прекратить военные действия в Мозамбике. В октябре того же года между правительством Мозамбика и МНС было подписано мирное соглашение, положившее конец 16-летней гражданской войне.

Война в Чаде (1960-1993 гг.). Межэтнические и межрелигиозные противоречия (включая попытки «африканизации») приводили к постоянным военным переворотам и конфликтам в Чаде с момента обретения страной независимости в 1960 г. В период с начала 60-х и вплоть до 80-х годов ХХ века, когда в Чаде шла гражданская война, на мусульманском севере страны действовал Фронт национального освобождения Чада. В 1973 г. Ливия аннексировала богатую минеральными ресурсами полосу Аузу вдоль ливийской границы. Вялотекущая война за контроль над этой территорией продолжалась до начала 90-х годов. В борьбе противостоящих группировок в 1980-1981 гг. также участвовали ливийские войска. После того как в ноябре 1981 г. войска Ливии были выведены с территории Чада, их место заняли миротворческие силы Организации африканского единства. Но вооруженная борьба между силами правительства и мятежниками не прекращалась. В 1982 г. вооруженные силы повстанцев-северян захватили столицу. В середине 1983 г. трехтысячная правительственная армия при поддержке Ливии предприняла наступление на нее. Франция тем временем направила в Чад свои войска и боевые самолеты для поддержки режима мятежников. При поддержке французских войск к 1988 г. ливийские воинские части были вытеснены с территории Чада. В декабре 1990 г. в Чаде произошел новый военный переворот, поддержанный ливийцами. Вооруженное противоборство продолжалось до 1993 г. Очередной всплеск вооруженного противостояния на севере Чада произошел в 1998-1999 гг. Спорадические мятежи продолжались на протяжении 2005-2008 гг.

Война между Эфиопией и Сомали (1977-1978 гг.). СССР оказывал помощь Сомали с 1964 г. В Сомали находилась советская военная база. Однако с 1977 г. СССР стал помогать Эфиопии как военной техникой. так и советниками. После попыток примирить стороны конфликта Советский Союз встал на сторону правительства Эфиопии. В 1977-1978 гг. СССР поставил Эфиопии вооружений на сумму более одного миллиарда долларов. С 1977 г. командование эфиопской армией взяла на себя прибывшая в Аддис-Абебу оперативная группа Генштаба МО СССР. В том же году Эфиопия предприняла наступление на Сомали, претендуя вернуть себе населенную сомалийцами провинцию Огден, где были обнаружены запасы нефти. В ходе войны погибли сотни тысяч людей, оба государства оказались в состоянии полного политического и экономического развала. Конфликтующими сторонами применялись современные вооружения большой разрушительной силы.

После катастрофического поражения в войне в Сомали начался государств.нный хаос и голод. В 1991 г. под флагом ООН в Сомали высадился многонациональный экспедиционный корпус, костяк которого составили 14 тыс. американских военнослужащих. Однако в 1993 г. при попытке поймать мятежного генерала свыше 200 миротворцев были ранены, 53 убиты (из них 18 американцев). Миротворческий контингент был немедленно эвакуирован.

Конфликт между Эфиопией и Эритреей (1998-2000 гг.). После прекращения оказания военной и экономической помощи со стороны СССР в 1991 г. в Эфиопии пал просоветский режим. Решающую роль в свержении Менгисту сыграл Народно-Освободительный Фронт Освобождения Эритреи. Захватив территорию Эритреи, его боевики остановили свое продвижение вглубь Эфиопии. При этом они предоставили свое тяжелое оружие повстанцам в самой Эфиопии - народности тиграи, боровшейся за верховенство с народностью амхара, выходцами из которой были прежние правители Эфиопии. После победы повстанцев в 1993 г. была провозглашена независимость Эритреи. Но пограничный конфликт возобновился и длится по сей день. Ему способствуют религиозные и экономические условия. Население приморской Эритреи исповедует ислам, а племена в Эфиопии - христианство. Эритрея, бывшая колония Италии, имеет относительно развитую инфраструктуру, в том числе крупные морские порты. В отличие от Эритреи, большинство районов Эфиопии существенно отстают в развитии.

В общей сложности жертвами эфиопско-эритрейского конфликта стало около 100 тыс. человек.

Война в Либерии (1989-1996 гг.). Гражданская война с ярко выраженной этнической окраской, начавшаяся в Либерии в 1989 г., привела к массовому бегству жителей в соседние страны. За семь лет войны в Либерии погибло более 150 тыс. человек, примерно половина населения оказалась в положении беженцев или перемешенных лиц. Экономика страны, базировавшаяся на экспорте каучука, ценных пород дерева и железной руды, была практически разрушена. Крупномасштабные боевые действия в Либерии были завершены в 1996 г.

Для урегулирования конфликта были использованы межафриканские силы из состава армейских подразделений государств.членов региональной организации Экономического Сообщества стран Западной Африки. Решающую роль в организации и проведении миротворческих операций в Либерии в 1990-1996 гг. сыграла Нигерия, направившая в Либерию более 10 тысяч своих военнослужащих.

Война в Бурунди (с 1993 г.). В Бурунди с 1993 г. идет гражданская война между меньшинством тутси (15% населения) и большинством хуту (85%). Жертвами межэтнических столкновений стали более 200 тыс. бурундийцев, не менее 1,2 млн. человек оказались в положении беженцев и перемещенных лиц.

Властные структуры, экономика и военный аппарат контролируются представителями народности тутси. Повстанцы хуту поддерживают связи с боевиками хуту в Руанде и Конго (Киншаса), пользуются базами в Танзании и Конго, получают от своих соплеменников в соседних странах вооружения и боеприпасы. Ситуация продолжает носить нестабильный характер: договоренности о перемирии прерываются периодами силового противостояния.

Война в Ливии (2011 г.). Гражданская война, развернувшаяся в феврале 2011 г. на волне т.н. «твиттерных революций» в арабском мире, между сторонниками ливийского лидера полковника Муаммара Каддафи, правившего страной с 1969 г., и отрядами повстанцев, объявившими 5 марта о создании в г.Бенгази на востоке страны Национального переходного совета (НПС). Ряд ведущих государств признал или заявил о готовности признать НПС в качестве единственной легитимной власти.

В соответствии с резолюцией 1973 СБ ООН от 17 марта 2011 г. (принята десятью голосами «за» при воздержавшихся Бразилии, России, Индии, Китае, а также Германии) введен запрет на все полёты (за исключением гуманитарных и для выполнения резолюции) над территорией Ливии, санкционировано принятие любых мер по защите мирных жителей и населенных ими территорий, кроме оккупации, а также введен режим эмбарго на поставку в Ливию оружия.

С 19 по 31 марта осуществлялась операция международной коалиции «Odyssey Dawn» («Одиссея. Рассвет») под руководством США. На основании решения Совета НАТО от 27 марта 2011 г., после серии сложнейших консультаций (ряд членов НАТО – Франция, Великобритания - выступал за решительные действия в виде операции НАТО, в то время как Германия, Турция, Италия были настроены более осторожно) Североатлантический альянс взял на себя с 31 марта руководство операцией «Unified Protector» («Объединенный защитник») по обеспечению бесполетной зоны над территорией Ливии, режима эмбарго и защиты гражданского населения в соответствии с резолюцией СБ ООН.

Политическое руководство операцией было возложено на Совет НАТО, признавая направляющую роль Международной контактной группы по Ливии в политическом урегулировании конфликта. Общее руководство – на Верховного главнокомандующего Объединенными вооруженными силами (ОВС) НАТО адмирала Дж.Ставридиса, непосредственное – на заместителя главнокомандующего ОВС НАТО «Неаполь» генерал-лейтенанта Ш.Бушара. Штаб операции развернут на базе Объединенного командования ОВС НАТО «Неаполь».

Основная цель операции международных сил заключалась в сдерживании наступательных действий сил Каддафи, в результате которых нападениям или угрозам нападения подвергалось гражданское население страны. В ходе операции осуществлялось нанесение воздушных ударов по наземным целям, главным образом, по подразделениям и объектам военной инфраструктуры ВС Ливии.

Основные цели операции Объединенных ВВС НАТО по установлению бесполетной зоны заключались в предотвращении воздушных перебросок вооруженных подразделений ВС Ливии и использования авиации против гражданского населения.

Операция объединенных ВМС НАТО по обеспечению соблюдения режима эмбарго проводилась с целью недопущения поставок ВВТ в Ливию. В рамках данной операции задействовались самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией «АВАКС», базовой патрульной авиации, а также корабли и вспомогательные суда, выделенные странами-участницами. Непосредственное руководство операцией осуществлял командующий ОВМС НАТО «Неаполь» вице-адмирал Р.Вери.

По состоянию на май 2011 г. участие в военной операции МНС в Ливии «Объединенный защитник» принимали 14 государств.членов НАТО (Бельгия, Болгария, Великобритания, Греция, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Румыния, США, Турция, Франция) и четыре страны-партнера (Иордания, Катар, ОАЭ, Швеция). Из них непосредственно в нанесении боевых ударов участвовали Бельгия, Великобритания, Дания, Канада, Норвегия, США, Франция и Швеция. Нидерланды, Испания и Италия ограничили свое участие обеспечением бесполетной зоны. Остальные страны предоставляли боевые корабли и объекты военной инфраструктуры для их использования в ходе операции.

Всего в операции «Объединенный защитник» было задействовано более 300 самолетов, а также более 30 кораблей и вспомогательных судов.

В результате действий участников операции к маю сложилась патовая ситуация, когда подвергающиеся постоянным ударам союзников с воздуха силы Каддафи не могли одержать верх над повстанцами, в то время как последние страдали от отсутствия единства, дисциплины и недостаточной оснащенности вооружением и военной техникой. Хотя об этом не говорится в резолюции 1973 СБ ООН, НАТО увязывала возможность урегулирования в Ливии с отстранением от власти М.Каддафи. Произвольное толкование НАТО данной резолюции фактически привело к непропорциональному вмешательству альянса в гражданскую войну на стороне противников режима Каддафи. В то же время наземная операция под эгидой НАТО, несмотря на задействование в июне боевых вертолетов, не просматривалась ввиду разброса мнений на этот счет в альянсе, что, однако, не исключало индивидуальных действий отдельных стран или «коалиций желающих». Более того, ливийская кампания НАТО еще больше обнажила проблемы альянса, связанные с отсутствием в целом ряде его европейских членов политической воли, а также финансовых и военно-технических ресурсов для участия во многонациональных операциях, подобных этой.

Признавая, что стороны ливийского конфликта должны урегулировать разногласия мирными средствами, в конце мая в ходе саммита G8 во французском Довиле западные страны обратились к России с просьбой выступить посредником в политическом урегулировании конфликта.