ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ ДМИТРИЯ РОГОЗИНА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 17. ВОЕННОЕ ПРАВО

17.19. ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ

ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ (ЧВК) – уполномоченные нанимающим государством негосударственные предприятия, специализирующиеся на выполнении ряда задач вооруженных сил, в т.ч. в локальных конфликтах. Их функции могут включать в себя охрану зданий (аэропорты, посольства), физическую защиту персонала и особо важных персон, конвоирование гуманитарных грузов, подготовку сил охраны правопорядка, а также (всё чаще) допрос военнопленных, оказание содействия вооруженным силам в сфере логистики, разведки и даже участия в боевых действиях. Известны случаи неофициального привлечения государства.и частных военных компаний к решению специальных задач, выполнение которых даже спецподразделениями регулярных вооруженных сил способно нанести существенный ущерб имиджу государства. Такие ЧВК по сути являются частными силами специальных операций, укомплектованными бывшими сотрудниками спецназа с высочайшим уровнем подготовки, оснащенные самым современным оружием и экипировкой. Во многих случаях ЧВК имеют тренировочные базы, превосходящие по возможностям лучшие государственные лагеря подготовки спецподразделений.

Практика такого «аутсорсинга» закрепилась в последние десятилетия, в связи с чем особое значение приобретает проблематика соблюдения сотрудниками ЧВК норм международного гуманитарного права, определения принципиального различия между гражданскими лицами и комбатантами.

Кроме государственных структур, к помощи ЧВК прибегают коммерческие компании, а также гуманитарные организации. Таким образом, в условиях эрозии государственной монополии на применение силы возникает необходимость контроля над действиями ЧВК в зонах вооруженных конфликтов, которые, облегчая с одной стороны задачу нанимающего государства, во многих случаях могут лишь подрывать стабильность и безопасность в стране пребывания. Замещение профессиональных военнослужащих сотрудниками частных охранных компаний увеличивает разрыв между военнослужащим и обществом, ослабляет способность вооруженных сил к саморегулированию. С другой стороны, вклад ЧВК позволяет сократить размер вооруженных сил и, соответственно, национальные затраты на их содержание.

Характерно, что если в период холодной войны страны НАТО предпочитали усиливать роль государства в управлении оборонными структурами и делали ставку на службу по призыву, то с подъемом в 1980-х гг. неолиберализма на арену национальной и международной безопасности все более уверенно стал вступать частный бизнес. Так, в Великобритании по состоянию на 2008 г. все три базы ВМС, включая базу атомных подводных лодок и склад вооружений, находились под управлением частных подрядчиков (в части, касающейся обеспечения функционирования объектов). В США услуги ЧВК все чаще востребованы в области вооруженной охраны объектов, разведки и контрразведки, обеспечения функционирования военных объектов – все это еще не далее как в 1996 г. относилось к сфере исключительной компетенции Пентагона. Если в 1991 г. соотношение сотрудников ЧВК к военнослужащим США в Ираке было 1 к 100, то десять лет спустя их количество уже превышало число американских военных в этой стране.

В 2006 г. Швейцария при поддержке Международного комитета Красного Креста инициировала работу над т.н. Документом Монтрё о применимых международных правовых обязательствах и наилучшей практике для государств, имеющих отношение к деятельности частных военных и охранных предприятий (согласован 17 государстваАвстралия, Австрия, Ангола, Афганистан, Великобритания, Германия, Ирак, Канада, Китай, Польша, США, Сьерра-Леоне, Украина, Франция, Швейцария, Швеция, ЮАР в сентябре 2008 г.). В документе подчеркивается, что в соответствии с нормами международного права использование государстваЧВК в зонах вооруженных конфликтов не означает снятия с себя ответственности за деятельность последних. Государства должны предпринимать соответствующие меры для предотвращения правонарушений со стороны нанятых ими компаний и обеспечивать инструментарий для пресечения преступлений. Кроме того, государства несут непосредственную ответственность за действия этих компаний в случае, если последние работают в качестве их официальных представителей либо в составе воинских подразделений. Рекомендации направлены на приведение национальных законодательств в соответствие с международно-правовыми нормами, ужесточение режима лицензирования ЧВК и процедур проверки благонадежности их персонала, принятие конкретных мер по обеспечению судебного преследования сотрудников в случае совершения ими преступлений и т.д.В то же время ряд стран (в частности, большинство арабских государств) усматривают в швейцарской инициативе попытку легализации института наемничества. Некоторые государства считают неприемлемой саму по себе практику «аутсорсинга» (привлечения внешних ресурсов) в такой чувствительной сфере, как вооруженные конфликты, ставя под сомнение соотносимость цели ЧВК (извлечение коммерческой прибыли) с целью мирного урегулирования.

Международная дискуссия вокруг деятельности ЧВК в целом идет в русле российской позиции о необходимости сокращения количества негосударственных посредников (брокеров) в сфере военного сотрудничества. Важно четко определять неотъемлемые функции государства, связанные с применением силы, с тем, чтобы повысить международный контроль и ответственность государств за деятельность ЧВК. В противном случае может сложиться ситуация, когда локальные конфликты будут де-факто контролироваться «бригадами удачи», превосходящими по количеству регулярные подразделения.