ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ ДМИТРИЯ РОГОЗИНА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ I. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН)

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН) – основана 24 октября 1945 года представителями 51 страны, выступающими за курс на поддержание мира и безопасности во всем мире, развитие дружеских отношений между странами и оказание содействия социальному прогрессу, улучшение условий жизни и положения дел в области прав человека. Сегодня в ООН представлены 192 государства, которые могут высказывать свою точку зрения через Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет и другие органы и комитеты ООН. Шестью главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Международный Суд, Совет по Опеке (приостановил работу в 1994 г. в связи с достижением целей системы опеки подопечных территорий) и Секретариат, состоящий из около 44 тыс. сотрудников.

Основной совещательный рабочий орган ООН – Генеральная Ассамблея, состоящая из представителей всех государств.членов ООН. Ее вспомогательные органы – комитеты, комиссии, правления, советы, рабочие группы и пр. – предоставляют свои рекомендации, как правило, в форме резолюций и решений, для обсуждения в ходе пленарных заседаний Генеральной Ассамблеи. В ходе 65-й сессии Генассамблеи в 2010 г. были рассмотрены глобальные вопросы современности, в т.ч. обеспечения мира и безопасности, борьбы с терроризмом, защиты прав человека и окружающей среды, социального и экономического развития.

Главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, согласно Уставу ООН, несет Совет Безопасности. В его состав входят 5 постоянных (Великобритания, Китай, Россия, США, Франция), имеющих право вето, и 10 непостоянных стран-членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок, по 5 каждый год, по географическому принципу (5 – от государств Африки и Азии, 1 – от государств Восточной Европы, 2 – от государств Латинской Америки, 2 – от государств Западной Европы и других государств.. Председатели Совета Безопасности сменяются ежемесячно согласно списку его членов в порядке латинского алфавита.

СБ ООН имеет право применять принудительные меры к государств.м, нарушающим международный мир и безопасность, в т.ч. связанные с применением вооруженной силы. Его решения являются обязательными для всех государств. Как правило, деятельность СБ ООН по поддержанию мирабезопасности выражается в определении тех или иных санкций (например, торгового эмбарго) в отношении государств.нарушителей, введении миротворческих формирований в зоны конфликтов, организации постконфликтного урегулирования. Государство, не являющееся членом СБ ООН, может принимать участие без права голоса в обсуждениях в тех случаях, когда Совет находит, что затрагиваются интересы этой страны, или она является стороной в споре.

Россия исходит из того, что повышение эффективности СБ ООН возможно с приданием ему более представительного характера, сохраняя его компактность (чуть более 20 членов) с тем, чтобы обеспечить адекватное и быстрое реагирование на возникающие кризисы. При этом прерогативы нынешних постоянных членов СБ ООН, касающиеся права «вето», должны оставаться неизменными.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) учрежден Уставом ОО в качестве главного органа, отвечающего за координацию экономической, социальной и другой соответствующей деятельности ООН, а также специализированных учреждений и организаций. ЭКОСОС служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств.членов и системы ООН. Он отвечает за содействие повышению уровня жизни, полной занятости населения и экономическому и социальному прогрессу; выявление способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения; содействие международному сотрудничеству в области культуры и образования; поощрение всеобщего уважения прав человека и основных свобод. В соответствии с его широким мандатом в распоряжении Совета находится более 70% людских и финансовых ресурсов всей системы ООН. Голосование в Совете проводится простым большинством голосов; каждый член Совета имеет один голос.

Главным судебным органом ООН является Международный суд, местопребыванием которого является Дворец мира в Гааге (Нидерланды). На Суд, состоящий из 15 судей, возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом на то уполномоченными органами и специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций. Так, 22 июля 2010 г. Международный Суд вынес консультативное заключение о том, что одностороннее провозглашение независимости от Сербии временными институтами самоуправления Косова не нарушило какую-либо применимую норму международного права.

При этом Международный Суд не обладает уголовной юрисдикцией и, следовательно, не может судить физических лиц (например, военных преступников). Эта задача входит в компетенцию национальных судебных органов, специальных уголовных трибуналов, учрежденных ООН, таких, как Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) и Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР), а также Международного уголовного суда (МУС). МС также не является верховным судом, в котором можно обжаловать решения национальных судов; он не является высшей инстанцией для физических лиц и не является апелляционным судом, рассматривающим решение какого-либо международного трибунала. Однако он имеет право выносить решения о законности арбитражных решений по делам, в отношении которых он обладает юрисдикцией.

Особую актуальность приобретает дальнейшая консолидация ООН в качестве обладающей универсальной легитимностью Организации. Так, в новой Стратегической концепции НАТО, одобренной на саммите глав государств и правительств в Лиссабоне 20 ноября 2010 г., отмечается, что альянс твердо предан целям и принципам Устава ООН, который подтверждает главную ответственность Совета Безопасности за поддержание международного мира и безопасности.

Миротворческое измерение в деятельности ООН остается важнейшим инструментом урегулирования вооруженных конфликтов и решения первичных задач государств.нного строительства на постконфликтной стадии. Российские миротворцы (около 360 военнослужащих, военных наблюдателей, полицейских) задействованы в 10 из 16 операций ООН по поддержанию мира. Российские вертолетные подразделения функционируют в составе Миссии ООН в Судане (148 чел.) и Миссии ООН в ЦАР и Чаде (120 чел.). Россия занимает первое место среди поставщиков товаров и услуг для миротворческой деятельности ООН. Общая сумма контрактов российских компаний составляет 382 млн. долл. США (99% которых приходится на авиауслуги), что составляет 14% от всего объема ооновских закупок.

Разоруженческий механизм ООН:

Первый комитет – один из шести Главных комитетов Генеральной Ассамблеи ООН. Занимается вопросами разоружения и смежными вопросами международной безопасности. Проводит такое количество заседаний, которое необходимо для рассмотрения порученных ему вопросов. Готовит проекты резолюций и решений Генеральной Ассамблее ООН для рассмотрения на ее пленарных заседаниях.

Комиссия ООН по разоружению создана решением Первой специальной сессии Генассамблеи ООН, посвященной вопросам разоружения, в 1978 году. Это совещательный орган, подчиненный Генеральной Ассамблее ООН. Рассматривает различные проблемы в области разоружения, выносит рекомендации, наблюдает за положением дел в связи с решениями и рекомендациями Генеральной Ассамблеи ООН. Решения принимаются на основе консенсуса. Комиссия собирается ежегодно на 3 недели. Работа ведется в рамках пленарных заседаний и рабочих групп. С тем, чтобы обеспечить глубокое рассмотрение вопросов, повестка дня Комиссии ООН по разоружению, как правило, состоит из двух пунктов.

Консультативный совет по вопросам разоружениясовещательный орган при Генеральном секретаре ООН. Состоит из назначаемых им экспертов, исходя из их знаний и опыта в области разоружений и международной безопасности. Консультирует Генерального секретаря по вопросам, касающимся ограничения вооружений и разоружения, служит Советом попечителей Института ООН по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР).

Управление по вопросам разоружения Секретариата ООН – оказывает Генеральному секретарю ООН консультативные услуги при выполнении им своих обязанностей, включая подготовку аналитических записок и оценок; выявляет возникающие проблемы и вызовы в области поддержания международного мира и безопасности. оказывает государств.м помощь в проведении многосторонних переговоров в области разоружения. оказывает организационную поддержку работе всего разоруженческого механизма ООН; содействует повышению уровня открытости и транспарентности в военных вопросах с помощью мер по проверке и укреплению доверия и пр. Возглавляется Высоким представителем по вопросам разоружения. В состав Управления входят пять секторов: сектор по секретариатскому и конференционному обеспечению Конференции по разоружению (находится в Женеве); сектор по оружию массового уничтожения; сектор по обычным вооружениям (включая практические меры в области разоружения.; сектор информационно-просветительской деятельности; сектор по региональному разоружению.

Институт ООН по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР) – проводит независимые исследования по вопросам безопасности, разоружения и развития на национальном, региональном и глобальном уровнях, рассматривая их как взаимосвязанные аспекты безопасности человечества в целом. Работа ведется путем организации экспертных совещаний, дискуссий, обеспечения стипендиальной программы по проблеме региональных конфликтов, поддержки интерактивной базы данных НИИ, НПО и организаций гражданского общества, занимающихся проблемами разоружения, безопасности, мира и контроля над вооружениями. Институт расположен в Женеве. Он финансируется преимущественно за счет добровольных взносов правительств и частных спонсоров.