ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ ДМИТРИЯ РОГОЗИНА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ I. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

2. КОНФЕРЕНЦИЯ ПО РАЗОРУЖЕНИЮ (КР)

КОНФЕРЕНЦИЯ ПО РАЗОРУЖЕНИЮ (КР) – единственный в мире переговорный разоруженческий форум. КР в Женеве была создана по решению Спецсессии ГА ООН по разоружению 1978 года с целью проведения переговоров и разработки многосторонних договоров по различным аспектам нераспространения ОМУ, ограничения вооружений и разоружения. КР явилась преемницей функционировавших ранее в Женеве Комитета «десяти» (1959-1960), Комитета «восемнадцати» (1962-1969) и Конференции Комитета по разоружению (1969-1978).

Конференция является единственным постоянно действующим многосторонним переговорным форумом в области разоружения и контроля над вооружениями. С 5 августа 1999 года она насчитывает 65 государств-членов*, включая все ядерные. Кроме того, 32 страны участвовали в работе сессии КР 2008 года в качестве наблюдателей. 18 государств (Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, Канада, КНР, Нидерланды, Новая Зеландия, США, Украина, Финляндия, Франция, Чили, Швейцария и Япония) имеют отдельные представительства при Конференции.

С 1991 года Россия как продолжатель СССР заняла его место в составе Конференции. 26 апреля 1993 года Президент России подписал Распоряжение о создании Постоянного представительства Российской Федерации при Конференции по разоружению. С марта 1998 г. постпредство функционирует как часть Постоянного представительства Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве.

Из других государств СНГ членами КР являются Белоруссия, Украина и Казахстан. Азербайджан, Армения, Грузия и Молдова представлены на ней в качестве наблюдателей.

Конференция официально не является органом ООН. Однако в своей работе она, как правило, учитывает рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН, которой КР представляет ежегодные доклады. Сама Генассамблея неоднократно принимала резолюции о повышении роли Конференции в разработке практических договоренностей по разоруженческой проблематике. По сложившейся традиции тексты соглашений, разработанные в рамках КР, передаются ею Генеральной Ассамблее ООН с предложением рекомендовать их для подписания и ратификации государства.и.

Генеральный секретарь ООН по просьбе и после консультаций с Конференцией назначает ее Генерального секретаря, который выступает также в качестве его личного представителя на КР. Подобное совмещение постов, однако, не является обязательным. Тем не менее, в марте 2002 г. К.Аннан, исходя из практической целесообразности сохранения такой практики, принял решение о назначении нового Гендиректора женевского Отделения ООН С.А.Орджоникидзе главой Секретариата КР, являющегося одновременно подразделением Департамента по вопросам разоружения Секретариата ООН (с января 2007 г. – Управление по вопросам разоружения Секретариата ООН).

Работа КР строится в соответствии с собственными Правилами процедуры, предусматривающими полное равноправие ее участников как независимых государств, принятие всех решений строго на основе консенсуса. Ежегодная сессия Конференции разделена на три части: январь – март (10 недель), май – июнь (7 недель), август – сентябрь (7 недель). Во время сессий КР проводятся еженедельные пленарные заседания (в 2006-2007 г.г. – два раза в неделю), а также, по мере необходимости, заседания создаваемых вспомогательных органов (спецкомитетов и спецгрупп), а также других рабочих механизмов.

Работой Конференции руководит ее председатель, функции которого в течение 28 дней (четырех рабочих недель) выполняют поочередно, на основе ротации, главы делегаций государств-членов КР (каждая делегация председательствует примерно 1 раз в 10 лет). Последнее председательствование России на КР выпало на вторую часть сессии 2006 года (29 мая – 25 июня). Кроме того, в случае необходимости из числа руководителей делегаций назначаются председатели вспомогательных органов, а также спецкоординаторы и помощники («друзья») председателя КР, которым поручается проработка отдельных вопросов Конференции.

Предварительная проработка всех возникающих на КР вопросов осуществляется в региональных группах – западной, восточноевропейской и «Группе 21» (развивающиеся страны). Особняком стоит Китай, формально не входящий ни в одно из этих объединений.

Организацией работы в группах занимаются региональные координаторы – главы делегаций государств-членов КР, входящих в состав той или иной группы (Россия – член Восточно-европейской группы). Принцип и продолжительность их функционирования тот же, что и у председателя Конференции. Региональные координаторы в период между пленарными заседаниями служат связующим звеном между председателем и Секретариатом КР – с одной стороны и делегациями – с другой. Они также докладывают мнение группы по различным вопросам на «президентских консультациях» – регулярно проводимых председателем встречах с участием своего предшественника и сменщика (председательская «тройка»), а также руководства Секретариата КР, затем информируют группу об итогах их консультаций. По поручению групп координаторы могут выступать с изложением ее позиции на пленарных заседаниях.

Представители стран-наблюдателей могут принимать участие в пленарных заседаниях и по решению КР – в других заседаниях Конференции. Они могут представлять письменные предложения или рабочие документы по предметам переговоров. Государства, не являющиеся членами Конференции, по их просьбе могут быть приглашены выступить на ней с изложением своих позиций как в ходе официальных, так и неофициальных заседаний.

Подобных прав не имеют неправительственные организации, чьи сообщения в адрес Конференции поступают в ее Секретариат и могут предоставляться делегациям лишь по просьбе последних. Тем самым КР в большей степени «экранирована» от давления общественного мнения, чем многосторонние форумы, действующие в других областях международного сотрудничества (права человека, экология и др.).

Конференция по разоружению руководствуется принятым еще в 1978 году спецсессией ГА ООН «декалогом» - списком разоруженческих приоритетов, включающим в себя следующие проблемы:

- Ядерное оружие во всех его аспектах

- Химическое оружие

- Другие виды оружия массового уничтожения

- Обычные вооружения

- Сокращение военных бюджетов

- Сокращение вооруженных сил

- Разоружение и развитие

- Разоружение и международная безопасность

- Сопутствующие меры по укреплению доверия. Эффективные методы проверки в отношении соответствующих мер по разоружению, приемлемые для всех заинтересованных сторон

- Всеобъемлющая программа разоружения, направленная на всеобщее и полное разоружение под эффективным международным контролем

Однако каждый год на КР принимается своя собственная повестка дня. В частности, в последние годы в ней фигурировали следующие вопросы:

- Прекращение гонки ядерных вооружений и ядерное разоружение./p>

- Предотвращение ядерной войны, включая все связанные с этим вопросы

- Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве

- Эффективные международные соглашения о гарантиях государства., не обладающим ядерным оружием, против применения или угрозы применения ядерного оружия

- Новые виды оружия массового уничтожения и новые системы такого оружия; радиологическое оружие

- Всеобъемлющая программа разоружения./p>

- Транспарентность в вооружениях

- Рассмотрение и принятие ежегодного доклада и любого другого доклада, если необходимо, для Генассамблеи ООН.

Повестка дня состояла из девяти пунктов до 1997 г., когда из нее был исключен вопрос о запрещении ядерных испытаний.

Итогом переговоров, проводившихся в соответствии с указанной повесткой дня в рамках Конференции и предшествовавших ей аналогичных форумов, стали такие крупные международные соглашения, как московский Договор 1963 года о запрещении ядерных испытаний в трех средах, Договор 1968 года о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Договор 1971 года о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей и океанов, Конвенция 1972 года о запрещении биологического оружия, Конвенция 1977 года о предотвращении враждебного воздействия на окружающую среду, Конвенция 1993 года о запрещении химического оружия и Договор 1996 года о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).

В то же время реальное практическое значение для работы Конференции играет не столько повестка дня, сколько принимаемая ежегодно на ее основе программа работы. Только включенные в нее темы становятся предметом обсуждения КР «по существу» в рамках образуемых с этой целью вспомогательных органов, обладающих переговорным либо исследовательским мандатом, или поводом для консультаций при посредничестве назначаемых для этой цели спецкоординаторов. Другие вопросы повестки дня лишь эпизодически затрагиваются в выступлениях делегаций на еженедельных пленарных заседаниях.

Из-за разницы в приоритетах по вопросам разоружения и нераспространения между ключевыми государства.и с 1999 по 2011 гг. запустить переговорную работу не удавалось. Основным «тормозом» КР до 2008 г. были США, сделавшие ставку на односторонние действия с упором на применение силы в ущерб многосторонним подходам. Принципиальные разногласия с учетом международной военно-политической ситуации сохранялись по двум основным направлениям: предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве и ядерное разоружение.

В июне 2002 г. российская делегация совместно с китайской при соавторстве делегаций Вьетнама, Индонезии, Белоруссии, Зимбабве и Сирии представили на КР рабочий документ «Возможные элементы будущего международно-правового документа о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов» (CD/1679). Основные его положения были развиты и детализированы в серии рабочих документов Конференции, подготовленных Россией совместно с КНР, и предметно обсуждены в ходе тематических дискуссий в 2002-2011 гг. Степень проработки этого приоритетного для нас вопроса среди других пунктов повестки дня – наивысшая и не уступает приоритету западников – теме запрета на производство расщепляющегося материала для ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств.

29 мая 2009 г. Конференция после почти 12 летнего перерыва приняла Программу своей работы (документ CD/1863). Его суть – учреждение рабочих групп по 4-м ключевым вопросам (в т.ч. с переговорным мандатом – по договору о запрещении производства расщепляющегося материала для ядерного оружия; с исследовательскими мандатами – по военному космосу; по гарантиям безопасности государства., не обладающим ядерным оружием, против применения или угрозы применения ядерного оружия; по ядерному разоружению. и назначение спецкоординаторов для обсуждения 3-х других вопросов повестки дня.

Однако Конференция так и не смогла приступить к переговорам по запрещению производства расщепляющегося материала для ядерного оружия и других взрывных устройств из-за негативной позиции Пакистана, который блокирует начало этих переговоров.

Вместе с тем, Конференция по разоружению остается незаменимой площадкой для обмена мнениями и экспертных дискуссий по важным темам разоруженческой повестки дня.

* Расширение членского состава Конференции, который не менялся с 1978 г., произошло летом 1996 года, когда участниками КР стали еще 23 новых государства. Условием принятия этих государств в члены КР было обязательство с их стороны в течение двух последующих лет с даты приема в одиночку не блокировать консенсус на КР и, таким образом, не препятствовать принятию Конференцией своих решений. Срок этого обязательства истек летом 1998 г. Решение об очередном расширении, уже без всяких условий, на основе региональной представленности, было принято 5 августа 1999г., когда полноправными участниками КР стали еще пять стран.