ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ ДМИТРИЯ РОГОЗИНА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ I. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (ОБСЕ)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (ОБСЕ) (прежнее название – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе – СБСЕ) – межгосударственное региональное политическое объединение, в состав которого входят 56 государств. все европейские страны, США, Канада, государства Центральной Азии и Закавказья. Еще 12 стран имеют статус «Партнеров по сотрудничеству».

Заседания проводятся в формате периодических встреч глав государств и правительств, а также ежегодных (кроме года встреч на высшем уровне) встреч Совета министров иностранных дел (СМИД). Постоянно действующим руководящим органом ОБСЕ для политических консультаций является Постоянный совет, заседающий в Вене еженедельно на уровне постоянных представителей. Кроме того, в Вене еженедельно собирается Форум по сотрудничеству в области безопасности на уровне представителей стран-участниц, на котором обсуждаются вопросы контроля над вооружениями и меры укрепления доверия и безопасности. Генеральный секретарь Организации назначается Советом министров сроком на 3 года.

Действующее председательство осуществляется на ротационной основе в течение одного календарного года государств.м-участником, которое назначается решением саммита или СМИД. Его функции исполняет министр иностранных дел председательствующего государства. Ему оказывают содействие предыдущее и последующие председательства, формирующее «тройку» ОБСЕ.

Секретариат ОБСЕ, занимающийся административно-оперативным обеспечением ее деятельности, расположен в Вене. Его основные подразделения – центр по предотвращению конфликтов; офис координатора деятельности в области экономики и охраны окружающей среды; антитеррористическое подразделение; полицейское подразделение (отвечает за координацию борьбы с оргпреступностью и наркоугрозой); подразделение по борьбе с торговлей людьми; департамент управления и финансов; департамент людских ресурсов; пражский офис (содержит архив ОБСЕ и обеспечивает ежегодное проведение Экономфорума Организации).

Специализированные институты ОБСЕ:

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) создано в 1990 г., размещено в Варшаве. Занимается содействием в проведении выборов; организует наблюдение за национальными избирательными процессами; оказывает поддержку в строительстве демократических институтов и укреплении гражданского общества; реализует проекты в области совершенствования законодательства, продвижения принципов равенства и недискриминации, защиты прав человека.

Сложившаяся система наблюдения за выборами на пространстве ОБСЕ по линии БДИПЧ вызывает серьезную озабоченность России: западные государства пытаются использовать Бюро в качестве инструмента политического давления на страны к «востоку от Вены». Россия выступает за введение ясного и прозрачного порядка формирования мониторинговых миссий, назначения их руководителей и определения численного состава, упорядочение процедуры выработки и объявления оценок по итогам наблюдения. В этих целях российская сторона предлагает коллективно согласовать и утвердить на межгосударственном уровне правила организации международного наблюдения за национальными выборами.

Офис Верховного комиссара по делам национальных меньшинств функционирует в Гааге с 1992 г. Его основная задача – предупреждение на возможно более ранней стадии конфликтов на этнической почве.

Офис Представителя по свободе СМИ работает в Вене с 1997 г. Наблюдает за положением дел в области СМИ в государства.-участниках, оказывает содействие правительствам в развитии свободной прессы, оперативно реагирует на случаи серьезного нарушения обязательств ОБСЕ, касающихся свободы выражения мнения и свободы СМИ.

На пространстве ОБСЕ функционируют 16 миссий в 15 государства.-участниках (т.н. полевые присутствия). Несмотря на разноплановость мандатов, состава и условий работы, все они были созданы для оказания содействия правительствам принимающих государств по их просьбе или согласию.

В системе ОБСЕ в качестве самостоятельной структуры существует Парламентская ассамблея, имеющая целью содействие участию парламентов государств в деятельности Организации посредством обсуждения проблем и принятия резолюций и рекомендаций. Она включает 320 парламентариев из стран ОБСЕ, которые собираются два раза в год на ежегодные (летние) и зимние сессии. Секретариат ПА ОБСЕ находится в Копенгагене. Резолюции Ассамблеи не имеют обязательной силы для правительств.

Бюджет ОБСЕ формируется из ежегодных взносов стран-участниц по двум шкалам: стандартной (на содержание Секретариата и специализированных институтов) и миссионной (на финансирование работы полевых миссий). Россия выступает за поэтапное введение принципа платежеспособности государств, основанного на критериях, применяемых в ООН. В 2010 г. взнос России составлял 6% по стандартной и 2,5% по миссионной шкалам (сводный бюджет ОБСЕ в 2010 г. – 151 млн. евро). Взнос России в 2011 г. составил около 6 млн. евро.

Основные этапы развития ОБСЕ:

Первоначально безопасности и сотрудничеству в Европе ">СБСЕ было задумано как международное совещание представителей 33 европейских государств, а также США и Канады, созванное по инициативе СССР и союзных с ним государств для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе. Оно проводилось в несколько этапов:

Этап первый – с 3 по 7 июля 1973 г. в Хельсинки на уровне министров иностранных дел государств.

Этап второй – с 18 сентября 1973 года по 21 июля 1975 г. в Женеве (с перерывами), на котором внесено около 200 предложений по всем разделам повестки совещания и согласован текст Заключительного акта.

Этап третий – с 30 июля по 1 августа 1975 года в Хельсинки на уровне руководителей государств. В ходе него 1 августа был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Дан старт общеевропейскому процессу – многоплановой деятельности стран Европы, США и Канады.

Заключительный акт включает в себя следующие основные договоренности:

в международно-правовой области – закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны. принятие десяти принципов взаимоотношений между государства.и-участниками, среди которых в четкой форме зафиксирован принцип нерушимости границ;

в военно-политической области – согласование первого набора мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях, о крупных передвижениях войск, обмен на добровольной основе наблюдателями на военных учениях);

в экономической области – согласование основных сфер многостороннего сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды;

в гуманитарной области – согласование ряда обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе по вопросам свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования.

Таким образом, работа ОБСЕ сосредоточена вокруг трех т.н. «корзин»: военно-политическое измерение (контроль над распространением вооружений, дипломатические усилия по предотвращению конфликтов, меры укрепления доверия и безопасности.; экономическое и экологическое измерение; человеческое (гуманитарное) измерение (защита прав человека, развитие демократических институтов, мониторинг выборов). Договоренности в рамках общеевропейского процесса не носят юридически обязательного характера, однако имеют большое политическое значение. При их принятии действует правило консенсуса.

В развитие этих договоренностей состоялись Белградская (1977-1978 гг.), Мадридская (1980-1983 гг.), Стокгольмская (1984 г.), Венская (1986 г.) и ряд других встреч представителей европейских государств для обмена мнениями о ходе выполнения Заключительного акта и выработки дополнительных мер по обеспечению европейской безопасности.

Особое значение для эволюции безопасности и сотрудничеству в Европе ">СБСЕ имело Парижское совещание глав государств и правительств государств.участников безопасности и сотрудничеству в Европе ">СБСЕ (19-21 ноября 1990 г.). В ходе него была подписана ознаменовавшая окончание эпохи «холодной войны» Парижская хартия для новой Европы, заключен Договор об обычных вооруженных силах в Европе (вооруженных силах в Европе">ДОВСЕ) и принята совместная декларация 22 государств (членов НАТО и ОВД). Был также одобрен Венский документ 1990 г. по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе. Другим важным результатом Парижского совещания стали решения об институционализации процесса безопасности и сотрудничеству в Европе ">СБСЕ. Создан трехступенчатый механизм политических консультаций: встречи на высшем уровне, Совет министров иностранных дел (СМИД), Комитет старших должностных лиц (КСДЛ).

С 10 сентября по 4 октября 1991 г. в Москве прошло третье заключительное совещание Конференции по человеческому измерению безопасности и сотрудничеству в Европе ">СБСЕ (первое состоялось в 1989 г. в Париже, второе – в 1990 г. в Копенгагене). В принятом на московском совещании документе впервые отмечено, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения безопасности и сотрудничеству в Европе ">СБСЕ не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства.

Этапным событием для развития общеевропейского процесса стала Хельсинкская встреча на высшем уровне 1992 г. Принятый в Хельсинки документ – «Вызов времени перемен» – дал импульс началу превращения безопасности и сотрудничеству в Европе ">СБСЕ из форума преимущественно политического диалога между государства.и-участниками в трансрегиональную организацию по поддержанию военно-политической стабильности и развитию сотрудничества «от Ванкувера до Владивостока». СБСЕ получила широкие полномочия и разнообразные возможности принимать меры практического характера в сфере предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов.

Стокгольмская встреча СМИД (14-15 декабря 1992 г.) продолжила этот процесс. Был учрежден пост Генерального секретаря безопасности и сотрудничеству в Европе ">СБСЕ, положено начало работе венской группы КСДЛ, в рамках которой шло обсуждение всех текущих вопросов деятельности безопасности и сотрудничеству в Европе ">СБСЕ.

Задачам повышения эффективности безопасности и сотрудничеству в Европе ">СБСЕ, перепрофилирования его потенциала на миротворчество и урегулирование кризисов была посвящена встреча СМИД безопасности и сотрудничеству в Европе ">СБСЕ в Риме (30 ноября – 1 декабря 1993 г.), где была принята Декларация по агрессивному национализму, нацеливающая хельсинкский процесс на противодействие этому опасному источнику современных конфликтов. Одобрен ряд решений по структурному укреплению безопасности и сотрудничеству в Европе ">СБСЕ, в том числе о создании Постоянного комитета СБСЕ – института постоянных представителей государств.участников.

В декабре 1994 г. в Будапеште состоялась очередная встреча на высшем уровне. Принято решение о переименовании с 1 января 1995 г. безопасности и сотрудничеству в Европе ">СБСЕ в ОБСЕ – Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. В документах саммита – Политической декларации «На пути к подлинному партнерству в новую эпоху» и других решениях – нашли отражение принципиальные положения о центральной роли ОБСЕ в строительстве безопасной, единой и свободной Европы, о необходимости обеспечения подлинного партнерства в европейских делах через должный учет интересов и приоритетов всех государств.участников. Политически значимым событием стало принятие Декларации в связи с 50-летием окончания Второй мировой войны. Крупным итогом саммита стала договоренность о начале разработки модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века. Военно-политические договоренности («Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности., «Принципы, регулирующие нераспространение» и др.) заложили основу единого пространства доверия.

2-3 декабря 1996 г. в Лиссабоне состоялся пятый саммит глав государств и правительств государств.участников ОБСЕ. В принятых документах – Декларации лиссабонского саммита и Декларации «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века» – подчеркивается необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий, а также ключевая роль ОБСЕ в укреплении безопасности и стабильности во всех измерениях. Другой важный результат Лиссабона – принятие документа об обновлении вооруженных силах в Европе">ДОВСЕ. Одновременно с решением об адаптации этого договора российской стороне удалось добиться обязательства государств.участников проявлять сдержанность в отношении своих военных усилий, включая уровни вооружений и их развертывания. Принятые в Лиссабоне «Концептуальная база контроля над вооружениями» и «Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности. закрепили роль контроля над вооружениями в качестве важного инструмента обеспечения стабильности в Европе. Они позволяют использовать общеевропейский формат для постановки и рассмотрения вопросов о дальнейших мерах укрепления доверия и военной безопасности. Вместе с тем все заметнее в работе ОБСЕ проявился акцент «гуманитарно-конфликтной» проблематики на пространстве бывших СССР и СФРЮ.

Шестой по счету саммит ОБСЕ состоялся 18-19 ноября 1999 г. в Стамбуле (российскую делегацию возглавлял Б.Н.Ельцин). На саммите были подписаны Хартия европейской безопасности, соглашение об адаптации вооруженных силах в Европе">ДОВСЕ, приняты итоговая Политическая декларация и модернизированный Венский документ по мерам доверия как основа для дальнейшей работы.

В ходе восьмого заседания СМИД ОБСЕ (Вена, 27-28 ноября 2000 г.) ввиду принципиальных расхождений министрам впервые не удалось принять итоговый общеполитический документ встречи – министерскую декларацию. В целом в начале XXI века стало очевидно, что ОБСЕ оказалась в системном кризисе из-за приоритетного внимания гуманитарно-правозащитной дискуссии в ущерб вопросам экономического и военно-политического сотрудничества. Начиная с 2003 г. политические декларации на заседаниях ОБСЕ не принимались ввиду принципиальных политических разногласий между странами-участницами. Наиболее значимыми документами, одобренными на СМИД, стали Стратегия противодействия угрозам безопасности и стабильности в XXI веке и Документ-стратегия в области экономического и экологического измерения (2003 г.).

На заседании СМИД ОБСЕ в Любляне (2005 г.) российская сторона представила «Дорожную карту реформы ОБСЕ», а в 2006 г. заявила о возможности выхода из Организации, если она не перенесет акцент в своей деятельности на военно-политическое сотрудничество и экономику.

Фактором, способствовавшим «пробуждению» ОБСЕ, послужило выдвинутое Президентом России Д.А.Медведевым предложение заключить Договор о европейской безопасности. 27-28 июня 2009 г. на греческом острове Корфу состоялось неформальное заседание министров иностранных дел ОБСЕ, в ходе которого было решено начать т.н. «процесс Корфу» по восстановлению доверия между государства.и и продвижению диалога по евроатлантической и евразийской безопасности.

Документ содержит три главных принципа: приверженность концепции всеобъемлющей, неделимой безопасности, основанной на сотрудничестве; полное, добросовестное и последовательное соблюдение всеми принятых в рамках ОБСЕ норм, принципов и обязательств по всем трем измерениям ОБСЕ; стремление к укреплению партнерства и сотрудничества в регионе ОБСЕ, а также к повышению эффективности ОБСЕ и ее вклада в обеспечение безопасности.

В сентябре 2009 г. под эгидой греческого председательства ОБСЕ были запущены серии т.н. «корфуских встреч» в Вене (на уровне постпредов при ОБСЕ), предусматривающие дискуссии только в ОБСЕ и по различным измерениям безопасности. Семнадцатый СМИД (Афины, 1-2 декабря 2009 г.) принял декларацию и решение о продолжении «корфуского процесса». В них отражена неспособность существующей структуры безопасности предотвращать конфликты, зафиксированы тупиковая ситуация в области контроля над вооружениями и необходимость поиска путей восстановления жизнеспособности режима вооруженных силах в Европе">ДОВСЕ.

1 декабря 2010 г. в Астане (Казахстан) после 11-летнего перерыва прошел седьмой саммит ОБСЕ на уровне глав государств и правительств, в ходе которого была предпринята попытка возродить дух Хельсинкских договоренностей. В результате дипломатических усилий переговорщиков стран-членов Организации был одобрен итоговый документ «Навстречу сообществу безопасности.. Вместе с тем, ясно наметилась необходимость построения на пространстве ОБСЕ общего и неделимого сообщества безопасности, повышения прозрачности деятельности ОБСЕ, пересмотра ее организационной структуры с тем, чтобы повысить ее востребованность в новых условиях.

Российская Федерация рассматривает ОБСЕ как важный компонент архитектуры европейской безопасности. Это одна из двух общеевропейских организаций (наряду с Советом Европы), где Россия является полноправным членом, может поднимать и отстаивать любой интересующий ее вопрос и обладает правом вето в Постоянном совете и на заседаниях СМИД ОБСЕ. Для реализации потенциала ОБСЕ в полной мере необходимо преодолеть возникшие в ее деятельности географический (главное «внимание» странам СНГ) и функциональный (акцент на правочеловеческие вопросы в ущерб военно-политическим и экономическим) дисбалансы, развернуть политическую повестку дня Организации к новым вызовам и угрозам, общим для всех государств.участников.