ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ ДМИТРИЯ РОГОЗИНА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ I. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

4. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС)

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС) – политическое и экономическое интеграционное объединение двадцати семи стран Европы: Германии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Великобритании, Дании, Ирландии, Греции, Испании, Португалии, Австрии, Финляндии, Швеции, Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии, Эстонии, Болгарии и Румынии. После расширения, завершившегося 1 января 2007 г., ЕС занимает территорию в 4324 тыс.кв.км., общая численность населения – около 492,8 млн.чел. По совокупному валовому продукту и объему внешней торговли превосходит как США, так и Японию. Годовой ВНП на душу населения составляет около 22 тыс.евро.

Основополагающими документами ЕС являются Единый европейский акт (1987 г.), Маастрихтский (1992 г.), Амстердамский (1999 г.), Ниццский (2001 г.), Лиссабонский (2009 г.) договоры.

Лиссабонский договор о реформе Европейского союза вступил в силу 1 декабря 2009 г. Он предполагает значительные изменения в структурах и функционировании ЕС. Его авторы исходили из того, что с расширением ЕС до 27 членов договорная и структурная база Евросоюза достигла лимитов эффективного функционирования. При этом наблюдается тенденция снижения влияния малых стран на принимаемые решения. Договор призван оптимизировать работу ЕС, процесс принятия решений, консолидировать достижения последних десятилетий по созданию единого рынка, формированию европейской политики безопасности и обороны, в области юстиции и внутренних дел и создать условия для дальнейшего развития организации (прежде всего по федералистскому пути).

Кроме того, Евросоюз теперь может заключать соглашения с третьими странами (т.е. изменилась традиционная конструкция при заключении международных соглашений – «Европейские сообщества и их государства-члены»). Представительства КЕС в третьих странах и при международных организациях переформатировались в представительства ЕС.

Лиссабонский договор также упраздняет основанную на «трех опорах» структуру ЕС (экономический и валютный союз, общая внешняя политика и политика в области безопасностиполитика и политика в области безопасности ЕС">ОВПБ, сотрудничество в области внутренних дел и юстиции), установлен единый статус Евросоюза как субъекта международного права.

С 1 января 1999 г. Европейским союзом (на первом этапе 12 государствами) введена в безналичный оборот единая валюта евро; с 1 января 2002 г.ее монеты и банкноты заменили национальные денежные единицы 12 стран «еврозоны» в наличном обращении. В настоящее время в Еврозону входят 17 стран.

В соответствии с подписанными 16 апреля 2003 г. в Афинах договора.и 1 мая 2004 г. к ЕС присоединились Кипр, Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Эстония, Словакия, Латвия, Литва и Мальта. С 1 января 2007 г. членами ЕС стали Румыния и Болгария. На заседании Европейского совета в Брюсселе 16-17 декабря 2004 г. было решено начать предвступительные переговоры с Турцией. В октябре 2005 г. запущены такие переговоры с Турцией и Хорватией, в июле 2010 – с Исландией. Статус кандидата имеет также Македония. Кроме того, Албания, Сербия и Черногория также подали заявки на вступление в ЕС (заявка Албании была отклонена).

Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Франция первыми вошли в созданную в 1985 г. Шенгенскую зону с общими визовыми правилами в отношении иностранцев. В дальнейшем к ним присоединились Венгрия, Дания, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Финляндия, Чехия, Швеция, и Эстония, а также не являющиеся членами ЕС Исландия, Норвегия и Швейцария. Амстердамским и Лиссабонским договора.и продекларировано единое гражданство Европейского союза, дополняющее, но не отменяющее принадлежность к национальному гражданству.

Основными институтами ЕС являются:

Европейский совет (собирается не менее двух раз в год на уровне глав государств и правительств и Председателя ЕК), который определяет генеральную политическую линию развития ЕС. Лиссабонский договор вводит пост постоянного Председателя Европейского совета, избираемого главами государств и правительств на срок 2,5 года. На неформальной встрече глав государств (правительств) стран-членов ЕС, которая прошла 19 ноября 2009 г. в Брюсселе, было одобрено назначение на этот пост премьер-министра Бельгии Хермана Ван Ромпея. К исполнению своих обязанностей он приступил 1 января 2010 г. Помимо председательствования на заседаниях Европейского совета (без права голоса), Председатель должен обеспечивать его работу, содействовать нахождению консенсуса между государствами-членами ЕС, при необходимости созывать его внеочередные совещания. Также на председателя возлагается обязанность по обеспечению «на своем уровне и без ущерба полномочиям Высокого Представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности. внешнего представительства Евросоюза по вопросам общей внешней политики и политики в области безопасности.

Европейский парламент (ЕП), избираемый прямым всеобщим голосованием во всех государствах - членах ЕС на 5 лет (736 депутатов). ЕП имеет полномочия в области утверждения бюджета ЕС, межинституциональных проблем и ратификации международных договоров, по другим вопросам он уполномочен на принятие либо совместных решений с ЕК и Советом ЕС, либо на вынесение рекомендаций. Лиссабонский договор предусматривает более активное вовлечение ЕП в дела ЕС, по многим ключевым вопросам Совету и Комиссии необходимо запрашивать его мнение.

Сессии ЕП проходят попеременно в Страсбурге (Франция) и Брюсселе (Бельгия). 4-7 июня 2009 г. прошли очередные выборы в Европарламент, на которых решительную победу одержали правоцентристские партии. Председателем ЕП был избран «народник» от Польши Е.Бузек.

Совет Европейского союза (на уровне министров)уполномочен принимать обязывающие решения практически по всем аспектам деятельности ЕС. Порядок заседаний определяется Председателем Совета- соответствующим министром председательствующего в ЕС государства сроком на полгода по согласованному графику. В Совете министров иностранных дел ЕС председательствует Высокий представитель по иностранным делам и политике безопасности К.Эштон.

Лиссабонский договор с 1 ноября 2014 г. вводит процедуру принятия решений по большинству вопросов двойным квалифицированным большинством1, однако решения, относящиеся к сфере Общей внешней политики и политики в области безопасности ЕС (политика и политика в области безопасности ЕС">ОВПБ), как и прежде, будут приниматься на основе принципа единогласия.

Рабочим органом Совета ЕС, функционирующим в рамках Генерального секретариата Совета и готовящим вопросы на его рассмотрение, является Комитет постоянных представителей государств-членов. Постоянными представителями являются послы государств-членов, аккредитованные при ЕС в Брюсселе. Заседания проходят на двух уровнях: на уровне заместителей постоянных представителей для обсуждения требующих проработки, главным образом технических и отраслевых вопросов, и на уровне самих постоянных представителей для решения наиболее важных политических вопросов, утверждения согласованных решений.

Европейская комиссия (ЕК, до вступления в силу Лиссабонского договора – Комиссия Европейских сообществ, КЕС)– исполнительный орган, своего рода правительство, занимающийся повседневной работой по осуществлению единой политики ЕС. Следит за соблюдением как государствами, так и частными компаниями «европейского права», формируемого учредительными договора.и, законодательными актами и международными договора.и Союза. Готовит проекты нормативных документов для утверждения Советом и выпускает собственные административные регламенты. Насчитывает 27 членов (комиссаров), получающих, с общего согласия правительств государств-членов, мандат сроком на пять лет. С 22 ноября 2004 г. Еврокомиссию возглавляет португалец Жозе Мануэль Баррозу. 16 сентября 2009 г. ЕП утвердил его в качестве председателя КЕС на очередной пятилетний срок, а 9 февраля 2010 года утвердил предложенный им очередной состав ЕК.

В контексте формирования ОВПБ с осени 1999 г. функционировал Генеральный секретарь Совета ЕС/Высокий представитель по общей внешней политике и политике в области безопасности ЕС. Этот пост занимал Хавьер Солана (Испания). Его полномочия формально истекли 17 октября 2009 г., после чего они дважды продлевались (в последний раз – до декабря 2009 г.).

С момента вступления в силу Лиссабонского договора ответственность за реализацию политика и политика в области безопасности ЕС">ОВПБ возлагается на Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности. Ему были переданы функции нынешнего Генерального секретаря Совета ЕС/Высокого представителя по общей внешней политике и политике в области безопасности ЕС, а также Комиссара ЕС, ответственного за внешние связи. Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности наделяется правом предоставлять предложения в пределах своей компетенции Европейскому совету и Совету ЕС. Он назначается на 5 лет решением Евросовета по согласованию с Председателем Еврокомиссии и утверждается Европарламентом. 19 ноября 2009 г. на саммите ЕС было принято решение о назначении на эту должность комиссара КЕС по торговле англичанки Кэтрин Эштон.

Высокий представитель ведет политический диалог с третьими странами от имени ЕС и выражает его позицию в рамках международных организаций и на международных конференциях. Одновременно он возглавляет Совет министров иностранных дел ЕС, а также руководит внешнеполитической службой ЕС (комплектуется из сотрудников Генсекретариата Совета ЕС, Еврокомиссии и национальных дипслужб стран-членов), которая призвана взаимодействовать с дипслужбами стран-членов ЕС (начала свою работу с января 2011 года).

В структуре Совета ЕС с начала 2001 г. функционируют автономные органы военно-политического планирования и управления ЕС: Комитет по вопросам политики и безопасности, Военный комитет, Военный штаб. Создан также Комитет по невоенным вопросам кризисного урегулирования.

Совет и Комиссия пользуются в работе консультационными услугами Экономического и социального комитета и Комитета регионов.

Европейский судучаствует в формировании «европейского права» и обеспечивает его единообразное толкование. Его нижняя палата выносит решения также по искам физических и юридических лиц.

Палата аудиторовпроверяет финансовые отчеты по всем доходам и расходам ЕС, учреждаемых им органов и обобщает результаты ревизий по завершении каждого финансового года.

Европейский Центральный Банк – орган Европейского союза. Официально утвержден 1 июня 1998 г. Определяет валютную политику стран ЕС, устанавливает ключевые процентные ставки, управляет официальными резервами Европейской системы Центральных Банков.

На заседании Совета ЕС в составе министров обороны 19 мая 2003 г. в Брюсселе было объявлено о завершении работы по созданию Европейских сил быстрого реагирования. Развитие потенциала быстрого реагирования , в т.ч. путем создания т.н. боевых групп, является одной из приоритетных задач Евросоюза. Концепция боевых групп, утвержденная в 2004 г., предусматривает, что эти подразделения в составе около 1500 чел. должны быть в течение 15 дней приступить к выполнению военной операции на удалении до 6000 км от Брюсселя, где быть способна действовать до 4 месяцев.

В декабре 2009 г. ЕС приступил к своей первой военно-морской операции ATALANTA по борьбе с морским пиратством в районе Африканского Рога.

В 2004 году в целях развития военных возможностей ЕС по урегулированию кризисов, организации военно-технического сотрудничества между странами-членами Евросоюза и реализации совместных НИОКР было сформировано Европейское оборонное агентство (ЕОА). Непосредственное руководство его деятельностью осуществляют исполнительный директор (с января 2011 г. – К.Арну) и административный совет. Последний состоит из экспертов министерств обороны и представителей стран-участниц ЕС.

ЕОА состоит из пяти управлений: вооружений, военной промышленности и рынка вооружений, оборонных возможностей, военных исследований и технологий, а также административного управления. Штатная численность аппарата ЕОА составляет около 100 человек.

Отношения России и Европейского союза характеризуются высокой интенсивностью практически во всех сферах политического и экономического взаимодействия.

Благодаря скоординированным правительственным мерам стимулирования национальных экономик и борьбы с последствиями глобального финансово-экономического кризиса уровень взаимной торговли между Россией и странами ЕС, упавший на 38,3% в 2009 году, начал восстанавливаться в 2010 году. Евросоюз продолжает оставаться основным торговым партнером России, на долю которого в январе-ноябре 2010 года приходилось 49,6% российского товарооборота. Россия, со своей стороны, продолжает входить в тройку ведущих партнеров ЕС (после США и Китая), а также возглавляет список стран-поставщиков в ЕС природного газа и находится на второй позиции по поставкам нефти и нефтепродуктов.

Объем накопленных инвестицийв российской экономике, поступивших из стран-членов ЕС, достиг в конце III квартала 2010 года 210,0 млрд. долл. США, что составляет 79,0% от общей суммы накопленных иностранных инвестиций в экономике России. При этом доля Евросоюза в общем объеме накопленных прямых иностранных инвестиций в России на конец сентября 2010 г. составила 80,7% (88,9 млрд. долл. США). Около 60% общего объема российских инвестиций, накопленных за рубежом, приходятся на страны-члены ЕС. Объем накопленных российских инвестиций в странах-членах ЕС на конец сентября 2010 года составил 43,0 млрд. долл. США.

Правовой основой отношений между Россией и ЕС является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), которое было подписано сторонами и вступило в силу 1 декабря 1997 года.Оно предусматривает развитие отношений в политической, торгово-экономической, финансовой, правовой, гуманитарной областях, а также определяет основные цели и механизмы сотрудничества.

На саммите Россия-ЕС в Лондоне 4 октября 2005года стороны пришли к выводу о необходимости обновления договорно-правовой базы, а на саммите Россия-ЕС в Сочи в мае 2006 года достигнута договоренность о разработке нового базового договора. Российская позиция на переговорах была сформирована в ноябре 2006 года, однако запустить процесс переговоров по новому соглашению Россия-ЕС долгое время не удавалось (Польша заблокировала его до снятия российского запрета на поставки некоторых видов животноводческой продукции из этого государства). Несмотря на попытки Литвы наложить вето на решение Совета ЕС об одобрении соответствующего переговорного мандата Комиссии ЕС, в ходе саммита Россия-ЕС в г.Ханты-Мансийске 26-27 июня 2008 года было принято Совместное заявление о запуске переговоров по новому соглашению Россия-ЕС, 4 июля 2008 года в Брюсселе состоялся их первый раунд. На экстренном заседании Совета ЕС 1 сентября 2008 года, главной темой которого явилась ситуация вокруг грузино-югоосетинского конфликта, было принято решение приостановить переговорный процесс с Россией по новому базовому соглашению, однако в начале 2009 года переговоры вновь возобновились. В ноябре-декабре 2010 года в Брюсселе прошел двенадцатый раунд переговоров.

Основным вектором взаимодействия России и ЕС на нынешнем этапе сотрудничества является работа по реализации «дорожных карт» по формированию четырех общих пространств: экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности. научных исследований и образования, включая культурные аспекты, которые были утверждены в ходе саммита Россия-ЕС 10 мая 2005 года в Москве.

Ключевую роль в институциональной системе взаимодействия играют встречи на высшем уровне по формуле "1+2": Президент России – Председатель Европейского Совета и Председатель Еврокомиссии (проходят два раза в год). Очередной 26-ой саммит состоялся 7 декабря 2010 года в Брюсселе. Обсуждены вопросы взаимодействия Россия-ЕС в решении глобальных проблем – изменение климата, преодоление последствий финансово-экономического кризиса, сотрудничество на международной арене. Саммиту был представлен совместный доклад национальных координаторов и Рабочий план по реализации конкретных проектов и мероприятий в рамках совместной инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» – первый перечень осязаемых шагов не только по модернизации, но и по дальнейшему стратегическому сближению России и Евросоюза. Он охватывает практически все сферы взаимодействия – от инвестиций и технического регулирования до научных исследований и человеческих контактов.

До вступления в силу Лиссабонского договора Министр иностранных дел России регулярно встречался с «тройкой» ЕС: министр иностранных дел страны – действовавшего председателя ЕС; будущего председателя ЕС; член КЕС, ответственный за внешние связи, и Генеральный секретарь Совета ЕС/Высокий представитель по общей внешней политике и политике в области безопасности ЕС. Теперь функции председательств и Генерального секретаря Совета ЕС Х.Соланы объединены в лице Высокого представителя по иностранным делам и политике безопасности (этот пост был введен Лиссабонским договором, и его сейчас занимает бывшая член КЕС по торговле К.Эштон). 24 февраля 2010 года прошла первая встреча С.В.Лаврова с К.Эштон в таком формате.

Также ежегодно во время сессии ГА ООН проходят встречи мининдел России и стран-членов ЕС по формуле «1+27». Последняя состоялась 22 сентября 2010 года на полях ГА ООН в Нью-Йорке. Несколько раз в год проводятся консультации политдиректоров. В повестке дня политдиалога большое число экспертных консультаций, в том числе по вопросам прав человека.

Основным рабочим органом сотрудничества Россия-ЕС является Постоянный совет партнерства (ПСП), пришедший в 2003 году на смену Совету сотрудничества. ПСП собирается как в формате министров иностранных дел, так и отраслевых министров. В 2010 году состоялись заседание Постоянного совета партнерства Россия-ЕС министров внутренних дел и юстиции (25-26 мая и 18-19 ноября) и энергетики (22 ноября).

Экспертные структуры, предусмотренные СПС (Комитет сотрудничества и девять отраслевых подкомитетов), фактически не действуют, хотя и официально пока не упразднены.

Основным форматом экспертного сотрудничества являются отраслевые диалоги, предполагающие создание рабочих групп по интересующим стороны темам. На сегодняшний день действует уже 16 диалогов. Одно из достижений этого процесса состоит в том, что сформированы рабочие механизмы каждого из диалогов, созданы совместные рабочие органы, развивается полезный обмен опытом и информацией с перспективой выхода на совместные наработки в конкретных областях. Формат отраслевых диалогов подразумевает тесные контакты с представителями деловых кругов России и ЕС, что дает широкие возможности для подключения бизнеса и выстраивания многостороннего взаимодействия.

Активизируются парламентские связи. Регулярно проводятся встречи Комитета парламентского сотрудничества (КПС). Последнее заседание прошло 15-16 декабря 2010 года в Страсбурге, очередное запланировано на 1-2 сентября 2011 года в Варшаве. По итогам выборов в ЕП 4-7 июня 2009 г. был сформирован новый состав есовской делегации в КПС. Ее председателем стал немецкий социалист К.Флекенштайн.

Важным элементом отношений Россия-ЕС является учет взаимных интересов сторон при расширении Европейского союза. Подтверждением тому являются подписанные 27 апреля 2004 года и 23 апреля 2007 года в Люксембурге Совместные заявления о расширении ЕС и отношениях Россия-ЕС, а также соответствующие Протоколы к СПС, распространяющие права и обязанности Соглашения на новых членов Евросоюза. Совместные заявления, в частности, фиксируют ряд обязательств стран-членов ЕС, в том числе касающихся проблемы русскоязычных меньшинств Латвии и Эстонии, а также калининградского грузового транзита.

1 июня 2007 года вступили в силу Соглашения между Россией и ЕС об упрощении визового режима и о реадмиссии, которые были подписаны в Сочи 25 мая 2006 года в ходе 17-го саммита Россия-ЕС. На саммите в Ростове-на-Дону 31 мая – 1 июня 2010 года стороне ЕС был передан российский проект соглашения об отмене визовых требований для граждан России и ЕС.

24 ноября 2006 года «на полях» саммита Россия-ЕС в Хельсинки лидеры России, ЕС, Норвегии и Исландии утвердили Рамочный документ и Политическую декларацию по политике «Северного измерения» (СИ), которые вступили в силу 1 января 2007 года. 2 ноября 2010 года в Осло прошла вторая министерская встреча «Северного измерения», на которой было рассмотрено развитие сотрудничества действующих в рамках СИ Природоохранном партнерстве и Партнерстве в области здравоохранения и социального благополучия. Обсуждены задачи начинающих практическую работу Партнерств в области транспорта и логистики, а также в сфере культуры.

5Двойное квалифицированное большинство предполагает 55% голосов государств-членов (72% в случаях, когда Совет действует без соответствующего предложения Комиссии), представляющих не менее 65% населения всего Евросоюза. При этом меньшинство, способное заблокировать принятие решения, должно составлять не менее 35% населения ЕС плюс один голос в Совете.