ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ ДМИТРИЯ РОГОЗИНА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ I. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

6. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ОДКБ)

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ОДКБ) – образована 18 сентября 2003 г. на основе Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. Государства-члены – Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан.

Целями ОДКБ являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых отдается политическим средствам. Организация призвана содействовать формированию справедливого, демократического миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права.

Основными направлениями деятельности ОДКБ являются всестороннее развитие политического сотрудничества, развитие и совершенствование военной составляющей, противодействие международному терроризму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков, оружия и др. угрозам. Одной из актуальных задач ОДКБ является содействие миротворческой деятельности ООН.

Высшим органом ОДКБ является Совет коллективной безопасности (СКБ). Он рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей. В состав Совета входят главы государств-членов.

Основной формой деятельности Совета коллективной безопасности являются сессии, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Внеочередные сессии созываются по предложению не менее двух государств-членов. Существует практика проведения неформальных встреч президентов государств-членов ОДКБ для обсуждения отдельных важных вопросов.

В период между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, занимается Постоянный Совет, который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами.

Совет министров иностранных дел (СМИД) – консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) – консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) – консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен СКБ.

Секретариат Организации – постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

Объединенный штаб ОДКБ – постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ.

В ноябре 2006 г. создана Парламентская ассамблея ОДКБ, заседания которой проводятся два раза в год.

2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. 18 марта 2010 года в Москве Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и Генеральный секретарь ОДКБ Н.Н.Бордюжа подписали Совместную декларацию о сотрудничестве между секретариатами ООН и ОДКБ.

4 февраля 2009 года в Москве лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования численностью до 20 тыс. чел. Согласно подписанному документу, Коллективные силы оперативного реагирования будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В составе КСОР – воинские контингенты и формирования сил специального назначения (от органов госбезопасности, МВД, МЧС и др.), оснащенные современными и совместимыми вооружением, военной (специальной) техникой. Для управления КСОР при подготовке и проведении операции будет создаваться Командование во главе с Командующим. В повседневной деятельности (до принятия решения на применение КСОР) задачи по планированию развертывания, применения, координации совместной подготовки контингентов КСОР возлагаются на Объединенный штаб ОДКБ.

ОКДБ проведены совместные учения «Взаимодействие-2009» в Казахстане и «Взаимодействие-2010» в России. Завершается формирование миротворческих сил организации, численность которых составляет 3,5 тыс. чел.

Важным этапом в процессе развития Организации стал Московский саммит ОДКБ, состоявшийся в декабре 2010 г. На сессии Совета коллективной безопасности подписано Заявление о Миротворческих силах ОДКБ, принята Декларация глав государств-членов ОДКБ. Председательство в ОДКБ перешло от Российской Федерации к Республике Беларусь. Приняты решения, направленные на совершенствование стратегии развития и системы кризисного реагирования Организации: внесены необходимые изменения в Договор о коллективной безопасности и Устав Организации, подписано Положение о порядке реагирования на кризисные ситуации. В числе рассмотренных документов – соглашения, определяющие статус и порядок использования Коллективных сил оперативного реагирования, пакет документов по военно-экономическому сотрудничеству.

В ОДКБ наращиваются совместные усилия в борьбе с контрабандой наркотиков в рамках региональной оперативно-профилактической антинаркотической операции «Канал», которая получила международное признание в качестве уникальной модели взаимодействия различных стран. В 2003-2010 гг. проведено 15 этапов этой операции. На регулярной основе проводятся оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции под условным наименованием «Нелегал», направленные на пресечение незаконной миграции. Консолидируются усилия по линии противодействия преступлениям, совершаемым с применением современных информационных технологий в рамках операции «Прокси».

Ряд стран НАТО выступает за институционализацию сотрудничества Североатлантического альянса с ОДКБ, прежде всего, в рамках взаимодействия по антинаркотической проблематике.