ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ ДМИТРИЯ РОГОЗИНА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ II ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗОРУЖЕНИЯ И НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ

5. ДОГОВОР О НЕРАСПРОСТРАНЕНИИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ (ДНЯО)

ДОГОВОР О НЕРАСПРОСТРАНЕНИИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ (ДНЯО) – открыт для подписания в июле 1968 г., вступил в силу 5 марта 1970 г. С того времени его подписали 190 государств. Израиль, Индия, Пакистан и КНДР не являются участниками Договора (последняя объявила о выходе из него 10 января 2003 г.). ДНЯО служит важным фактором обеспечения международной безопасности, лежит в основе процесса ядерного разоружения и нераспространения ЯО.

Договор устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие или устройство до 1 января 1967 (СССР, США, Великобритания, Франция, Китай).

Обязывает ядерные державы не передавать неядерным государства. ядерное оружие, не помогать им в его производстве или приобретении, а неядерные государства – не принимать ядерное оружие, не производить и не приобретать его, не добиваться и не принимать какой-либо помощи в его производстве. Это распространяется и на взрывные ядерные устройства, используемые в мирных целях. Контроль за выполнением Договора осуществляется с помощью Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Договор не препятствует развитию исследований, производству и использованию ядерной энергии в мирных целях, но обязывает проводить такую деятельность под контролем МАГАТЭ. Более того, в документе зафиксировано, что развивать исследования, производить и использовать ядерную энергию в таких целях является неотъемлемым правом всех участников Договора. При этом государства.участники обязуются способствовать возможно самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании ядерной энергии в мирных целях.

По условиям ДНЯО каждые пять лет созывается Конференция по рассмотрению его действия. На Конференции 1995 года Договор был продлён бессрочно. В ходе обзорной Конференции 2010 г. в штаб-квартире ООН был принят заключительный документ, в котором подтверждается решимость пяти ядерных государств продвигаться к ликвидации своих ядерных арсеналов. Кроме того, в нем отмечается необходимость проведения под эгидой ООН в 2012 г. конференции по вопросу создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ОМУ и средств его доставки. Итоги состоявшейся в мае 2010 г. Конференции по рассмотрению действия ДНЯО позволяют сделать принципиальный вывод: возникшие в последнее время новые вызовы режиму ядерного нераспространения могут и должны быть устранены в первую очередь на основе ДНЯО.

Выход КНДР из ДНЯО, а также ставка США на преимущественно односторонние методы решения возникающих вызовов расшатывают устои ДНЯО и стимулируют другие страны, озабоченные своей безопасностью, к поиску путей приобретения ядерного оружия. Неядерные страны требуют юридического оформления обязательств по сокращению и ликвидации нестратегического ядерного оружия.при обеспечении транспарентности и контролируемости этого процесса; необратимости и проверяемости сокращения стратегических вооружений; оформления гарантий безопасности неядерным странам-участницам ДНЯО в виде юридически обязывающего документа. Ядерные державы, со своей стороны, в целом сохраняют общность подхода к необходимости сбалансированного выполнения всех основных принципов ДНЯО – нераспространение, разоружение, мирное использование ядерной энергии.

На основе ДНЯО созданы Комитет Цангера и Группа ядерных поставщиков.

Комитет Цангера (КЦ) образован в 1971 г. В его состав входят 38 государств, в том числе Россия, как правопреемница СССР, и все другие ядерные державы. Деятельность Комитета направлена на выполнение статьи III ДНЯО. Так, согласно условиям ее пункта 2, каждое государств.-участник обязуется не предоставлять исходный или специальный расщепляющийся материал, или оборудование или материал, специально предназначенный или подготовленный для обработки, использования или производства специального расщепляющегося материала, любому государству, не обладающему ядерным оружием, для мирных целей, если на этот исходный или специальный расщепляющийся материал не распространяются гарантии. КЦ внес ясность в неопределенное требование гарантий на экспорт ядерного «оборудования и материалов». Во-первых, он установил, что статьей 3.2 требуются гарантии для экспорта, заслуживающего особого внимания, а не для всей программы ядерного импорта государства. Во-вторых, Комитет разработал запретительный список («список Цангера») предметов, относящихся к материалам и ядерному оборудованию и требующих гарантий в качестве необходимого условия их экспорта. К ним, в частности, относятся плутоний, высокообогащенный уран, реакторные установки, заводы по переработке и обогащению и пр.

КЦ требует постановки под контроль МАГАТЭ только конкретных объектов и контролирует экспорт только ядерных материалов прямого назначения. Условием участия государства в КЦ является членство в ДНЯО.

Группа ядерных поставщиков (ГЯП) создана в 1975 г. Членами Группы являются 46 государств, в том числе все промышленно развитые государства и Россия как правопреемница бывшего СССР. ГЯП объединяет основных поставщиков и производителей ядерных материалов, а также оборудования, технологий и неядерных материалов для реакторов.

Группа предложила Руководящие принципы и списки, требования которых подразумевали более широкие действия, чем предусмотренные документами Комитета Цангера.

Правила ГЯП разрешают осуществлять сотрудничество в ядерной области лишь со странами-получателями, поставившими всю свою ядерную деятельность под полноохватные гарантии МАГАТЭ (исключение составляют договоры и контракты, заключенные до 4 апреля 1992 г.). С 1992 г. в рамках ГЯП функционирует Режим товаров двойного использования.

Негативные гарантии безопасности со стороны ядерных государств отношении неядерных в соглашениях о ЗСЯО

Эффективной мерой укрепления международного режима ядерного нераспространения является создание зон, свободных от ядерного оружия.(ЗСЯО). «Право какой-либо группы государств заключать региональные договоры с целью обеспечения полного отсутствия ядерного оружия.на их соответствующих территориях» декларируется статьей VII ДНЯО. В настоящее время в мире существуют пять договоров о создании ЗСЯО: Договор о запрещении ядерного оружия.в Латинской Америке (Договор Тлателолко), Договор о безъядерной зоне в Южной части Тихого океана (Договор Раротонга), Договор о ЗСЯО в Юго-Восточной Азии (Бангкокский договор), Договор о ЗСЯО в Африке (Договор Пелиндаба) и Договор о ЗСЯО в Центральной Азии. Наряду с этим на разных уровнях рассматриваются вопросы по созданию ЗСЯО в Северо-Восточной Азии, Южной Азии, Центральной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Южном полушарии.

Все государства, входящие в уже созданные зоны, являются участниками ДНЯО. Участие стран в ЗСЯО укрепляет их безъядерный статус на региональном уровне. Кроме того, ЗСЯО позволяют дополнить международные усилия, направленные на предотвращение появления новых ядерных государств. Создание ЗСЯО сдерживает и регламентирует размещение ядерного оружия.(ЯО) пятью официально признанными ядерными державами, вовлекает в сферу своего действия страны, рассматривающие возможность приобретения ЯО в качестве средства обеспечения своей безопасности. Договоры о создании ЗСЯО не только запрещают производство и приобретение ЯО, но и запрещают размещение ЯО, принадлежащего ядерным державам, на территории зоны, а также его транзит при перевозке на морских и воздушных судах. Кроме того, участники ЗСЯО получают юридически обязательные гарантии безопасности от ядерных государств, которые присоединяются к специальному протоколу, являющемуся неотъемлемой частью Договора о ЗСЯО.

Следует отметить, что проблематика негативных гарантий безопасности (НГБ) занимает одно из центральных мест в субстантивном срезе деятельности Конференции по разоружению в Женеве (КР). Делегации подавляющего большинства стран сегодня отмечают необходимость предоставления неядерным государства. универсальных, безусловных и юридически обязывающих гарантий неприменения против них ядерного оружия. При этом не исключается возможность предоставления НГБ как на двусторонней, так и на многосторонней основе государства.-членам ДНЯО в рамках действия Договора или же в форме Дополнительного протокола к нему. Формальное юридическое закрепление НГБ было бы, как полагают многие, несомненным успехом работы КР, важным шагом в процессе универсализации ДНЯО, укрепления режима нераспространения, доверия и предсказуемости в международных отношениях. В то же время это в известной мере способствовало бы снижению мотивации неядерных государств к получению доступа к ядерному оружию, а также технологиям, используемым для его производства.

Суммируя вышесказанное, региональные безъядерные зоны имеют несомненное позитивное значение для укрепления режима нераспространения ядерного оружия. способствуют денуклеаризации отдельных районов земного шара и снижению опасности военных конфликтов с применением ядерного оружия. Вместе с тем они пока явно проигрывают в эффективности глобальному режиму на основе ДНЯО. Кроме недостатков, связанных с отсутствием эффективного контроля и неполным охватом стран региона, зональные режимы находятся в прямой зависимости от их признания или непризнания ядерными державами, что фактически оставляет им не более, чем вспомогательную роль. В этой связи возрастает актуальность разработки глобального соглашения о НГБ при условии учета в нем оговорок в отношении случаев, когда ядерное оружие может быть применено, и воссоздания на КР Спецкомитета по НГБ с переговорным мандатом.