ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ ДМИТРИЯ РОГОЗИНА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ II ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗОРУЖЕНИЯ И НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ

13. КОНВЕНЦИЯ О ЗАПРЕЩЕНИИ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИИ ПРИМЕНЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ВИДОВ ОБЫЧНОГО ОРУЖИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ СЧИТАТЬСЯ НАНОСЯЩИМИ ЧРЕЗМЕРНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ИЛИ ИМЕЮЩИМИ НЕИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ (КОНВЕНЦИЯ О НЕГУМАННОМ ОРУЖИИ, КНО)

КОНВЕНЦИЯ О ЗАПРЕЩЕНИИ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИИ ПРИМЕНЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ВИДОВ ОБЫЧНОГО ОРУЖИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ СЧИТАТЬСЯ НАНОСЯЩИМИ ЧРЕЗМЕРНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ИЛИ ИМЕЮЩИМИ НЕИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ (КОНВЕНЦИЯ О НЕГУМАННОМ ОРУЖИИ, КНО) – ограничивает применение осколочного и зажигательного оружия, мин и мин-ловушек. Является одним из ключевых элементов международного гуманитарного права, будучи направленной на содействие снижению потерь и страданий гражданского населения, а также военного персонала в ходе вооруженных конфликтов.

Срок действия Конвенции не ограничен. Она разработана специальной Конференцией ООН по видам обычного оружия, наносящим чрезмерные повреждения, которая проводилась в Женеве в 1979-1980 годах с участием около 80 государств. КНО открыта для подписания с 10 апреля 1981 г., вступила в силу 2 декабря 1983 г. Ее депозитарием является Генеральный секретарь ООН. В число участников Конвенции входят более 110 государств.

К Конвенции изначально прилагались 3 протокола. Впоследствии протокол II был исправлен (в частности, добавилось определение противопехотных мин), а также появились протоколы IV и V, каждый из которых подлежит ратификации.

Протокол I запрещает применение оружия, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей.

Протокол II дает определение противопехотных мин, мин-ловушек и других устройств. Требует, чтобы все противопехотные мины имели конструкцию, позволяющие обнаружить мину при помощи общедоступных металлоискателей. Устанавливаемые вручную противопехотные мины должны снабжаться механизмами самоуничтожения и самонейтрализации, за исключением случаев, когда они устанавливаются в пределах района с промаркированным периметром, который защищается ограждением или иными средствами. Ограничивает применение мин и мин-ловушек, соединенных или ассоциирующихся с детскими игрушками, медицинскими предметами, историческими памятниками, продуктами питания и т.п. Многие страны, включая Россию, Израиль, Индию, Китай, Пакистан, Турцию, не входят в число государств.участников Конвенции о запрещении противопехотных мин (т.н. Оттавская конвенция), однако являются участниками Протокола II.

Протокол III запрещает применение зажигательного оружия против гражданского населения и гражданских объектов, ограничивает его применение против растительного покрова и военных объектов.

Протокол IV запрещает применять лазерное оружие, специально предназначенное для использования в боевых действиях исключительно или в т.ч. для того, чтобы причинить постоянную слепоту органам зрения человека, не использующего оптические приборы, т.е. незащищенным органам зрения или органам зрения, имеющим приспособления для корректировки зрения. Запрещается также передавать такое оружие государств.м и негосударственным образованиям.

Протокол V (принят государствами-участниками КНО в Женеве 28 ноября 2003 г., вступил в силу 12 ноября 2006 г.) касается постконфликтного обезвреживания т.н. «взрывоопасных пережитков войны» (ВПВ), означающих неразорвавшиеся боеприпасы и оставленные взрывоопасные боеприпасы, а также кассетные боеприпасы. Он относится ко всем сторонам в конфликте и налагает обязательства, связанные с разминированием, удалением или уничтожением ВПВ, а также требует принятия мер предосторожности для защиты гражданского населения и гуманитарных миссий от воздействия ВПВ. Россия не является участником Конвенции по кассетным боеприпасам (Ословская конвенция), полагая, что Протокол V в достаточной мере покрывает гуманитарные аспекты применения данного вида оружия.