ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ ДМИТРИЯ РОГОЗИНА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ II ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗОРУЖЕНИЯ И НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ

17. ДОГОВОР ОБ ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ В ЕВРОПЕ (ДОВСЕ)

ДОГОВОР ОБ ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ В ЕВРОПЕ (ДОВСЕ) - договор, подписанный 19 декабря 1990 г. в Париже полномочными представителями 16 государств.участников НАТО и 6 государств (после объединения Германии) – участников ОВД. Он был направлен на ограничение возможности размещения обычных вооружений стран-участниц Организации Варшавского Договора и НАТО вдоль линии их соприкосновения. Целями Договора являлись установление безопасного и стабильного баланса обычных вооруженных сил в Европе на более низких уровнях; ликвидация неравенств, наносящих ущерб стабильности и безопасности. ликвидация потенциала для осуществления внезапного нападения и для начала крупномасштабных наступательных действий в Европе. В декабре 2007 Россия приостановила действие ДОВСЕ в связи с рядом исключительных обстоятельств, влияющих на безопасность Российской Федерации (см. ниже).

Договором ограничивались следующие пять категорий вооружений: боевые танки, боевые бронированные машины (БТР, БМП и боевые машины с вооружением калибра свыше 75 мм), артиллерия калибра 100 мм и более (орудия, минометы, реактивные системы залпового огня – РСЗО), боевые самолеты (самолеты фронтовой, тактической авиации, средние бомбардировщики, истребители ПВО, учебно-боевые самолеты), ударные вертолеты.

Договором предусматривались коллективные уровни вооружений для каждой из групп государств, входивших в НАТО и ОВД:

1. Региональные ограничения:

– Центральная Европа (на стороне НАТО – Германия, страны Бенилюкс; на стороне ОВД – Польша, Венгрия, Чехословакия);

– расширенная Центральная Европа (Центральная Европа с включением на стороне НАТО Франции, Великобритании, Италии, Дании, а на стороне ОВДвоенных округов.СССР – Прибалтийского, Белорусского, Прикарпатского, Киевского). При этом устанавливались ограничения на общее количество вооружений в Киевском военном округе;

– расширенная Центральная Европа с включением тылового района (расширенная Центральная Европа с включением на стороне НАТО Испании и Португалии, а на стороне ОВД – Московского и Приволжско-Уральского военных округов.СССР);

– фланговые районы (НАТО – Норвегия, Исландия, Турция, Греция; ОВД – Болгария, Румыния, Ленинградский, Одесский, Северо-Кавказский, Закавказский военные округа СССР).

2. Предельные уровни вооружений (уровни достаточности) для одного государства в составе каждого союза.

3. Национальные уровни ограничений вооружений СССР (по соглашению между государствами-членами ОВД).

4. Количество вооружений для СССР на флангах (Ленинградский, Одесский, Северокавказский, Закавказский военные округа). Складское хранение сверх согласованных уровней (4700 танков, 5900 ББМ, 6000 артиллерийских систем в регулярных войсках – статья V, п.1) разрешено для Одесского и южной части Ленинградского военных округов.

5. Морская авиация наземного базирования.

6. Вооружения в полувоенных формированиях (КГБ СССР, МВД СССР, ДОСААФ).

Вооружения и техника, ограничиваемые Договором в других видах ВС, в общий уровень ограничений по Договору не включались, но по ним государств.-участницы Договора обменивались информацией.

Договором определялась периодичность обмена информацией, порядок подсчета вооружений и квоты инспекций.

Предполагалось, что сокращения осуществляются в 3 этапа. К концу первого этапа (через 16 мес. после вступления Договора в силу) каждое государство должно ликвидировать 25% излишествующих вооружений и техники, к концу второго этапа (через 28 мес.) – 60%, к концу третьего (через 40 мес.) – все остальные вооружения и технику.

Договор позволил главам государств и правительств Европы, а также США и Канады заявить о том, что отныне отношения их государств будут основываться на взаимном уважении, сотрудничестве и равной безопасности, что отныне в Европе уже нет противников и нет военного противостояния двух групп государств. В целом он являлся достаточно действенным инструментом укрепления европейской безопасности.

Рассматривая Договор как важнейший инструмент поддержания военно-политической стабильности в Европе, Россия принимала самое активное участие в переговорах по его модернизации (1996-1999 гг.), которые проводились по ее инициативе. В целях обеспечения нормального функционирования ДОВСЕ и поддержания его жизнеспособности в меняющейся военно-политической обстановке в Европе государствами-участниками Договора на стамбульском саммите ОБСЕ 19 ноября 1999 г. было подписано Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе. К настоящему времени его ратифицировали лишь Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина (для вступления в силу адаптированного Договора необходима его ратификация всеми государствами-участниками).

Соглашение об адаптации трансформировало зонально-групповую основу Договора (по признаку членства в военно-политических союзах) в систему национальных (для всех категорий ограничиваемых Договором вооружений и техники) и территориальных (для наземных сил) уровней для каждого государств.-участника.

Параллельно с подписанием указанного Соглашения и в связи с ним на встрече ОБСЕ на высшем уровне в г. Стамбуле был принят Заключительный акт Конференции государств.участников Договора (не требует ратификации). К нему приложены заявления 4 центрально-европейских государств – Венгрии, Польши, Чехии и Словакии о будущем понижении их территориальных предельных уровней (ТПУ), а также Белоруссии, Германии и Украины – об отказе от использования механизмов, позволяющих увеличивать свои ТПУ, России – относительно сдержанности и использования договорных гибкостей в Калининградской и Псковской областях, Молдовы – об отказе принимать на своей территории иностранные обычные вооружения на условиях временного развертывания. К Заключительному акту прилагается также российско-грузинское заявление, фиксирующее в том числе обязательства России относительно сокращения излишков ограничиваемых Договором вооружений и техники, (договором вооружения и техника">ОДВТ), и вывода (утилизации) ОДВТ, находящихся на российских военных базах в городах Вазиани, Гудауте и на ремонтных предприятиях в г. Тбилиси. Эти обязательства Российской Федерацией полностью выполнены. В Заключительном акте зафиксированы также обязательства РФ вывести (уничтожить) к концу 2001 г. российские договором вооружения и техника">ОДВТ, находящиеся на территории Молдовы.

Все названные политические обязательства являются частью пакета, формирующего единый режим обновленного Договора.

Вводимая в обновленном Договоре жесткая система национально-территориальных ограничений устанавливала потолок для размещения ограничиваемых Договором наземных вооружений и техники и четкие временные и количественные рамки возможных изменений этого потолка без подрыва общей и региональной стабильности в районе применения (ограничение воздушного компонента договором вооружения и техника">ОДВТ должно было осуществляться в рамках национальных уровней государств.участников Договора и заявления НАТО о неразмещении на постоянной основе существенных боевых сил альянса на территориях его новых членов).

Вступление в силу Соглашения об адаптации Договора не влекло за собой понижения обороноспособности России. Российские уровни договором вооружения и техника">ОДВТ соответствовали параметрам предыдущего Договора: по танкам – 6350 ед., по боевым бронированным машинам – 11280 ед., по артиллерийским системам – 6315 ед., по боевым самолетам – 3416 ед., по ударным вертолетам – 855 ед. Более того, увеличивалась российская квота вооружений для регулярных частей.

В соответствии с фланговым режимом адаптированного Договора Россия получала возможность иметь в новой фланговой зоне (ЛенВО – без Псковской области, СКВО – без Волгоградской, Астраханской и восточной части Ростовской областей) почти в четыре раза больше ББМ: 2140 вместо 580 ед. в регулярных частях по действовавшему Договору. По танкам и артиллерии России разрешалось использовать право на дополнительное временное развертывание (153 танка и 140 артсистем). Россия сохраняла возможность переброски вооружений и техники из северного района в кризисный южный район фланговой зоны.

Обновленный Договор позволял сохранить присутствие российских вооружений и техники в Армении и на Украине. В рамках двусторонних договоренностей в контексте адаптированного Договора было получено согласие Грузии на сохранение на ее территории российских ОДВТ в параметрах базового временного развертывания (153 танка, 241 ББМ, 140 артсистем). Что касается Молдовы, то в соответствии с ее Конституцией на молдавской территории запрещено присутствие иностранных вооруженных сил, что нашло отражение в стамбульских решениях ОБСЕ.

С учетом «пронатовских» устремлений Болгарии и Румынии, а также неустойчивой ситуации в Грузии, Азербайджане и Молдове, принципиальное значение имел запрет на чрезвычайные временные развертывания (ЧВР) 459 танков, 723 ББМ и 420 артсистем во фланговом районе. Не допускались ЧВР также в Греции, Турции и Норвегии. Дополнительной гарантией против дестабилизирующей концентрации обычных вооружений и техники во фланговом районе являлось положение Договора, согласно которому перераспределение там национальных и территориальных уровней вооружений было возможно только между фланговыми государствами.

Режим адаптированного Договора создавал основу для формирования широкой зоны стабильности в Центральной и Восточной Европе. Он ограничивал возможности развертывания в этом регионе обычных вооруженных сил государств.членов НАТО. Польша, Венгрия, Чехия и Словакия взяли обязательства до конца 2002 г. (Польша – до конца 2003 г.) сократить свои территориальные и национальные уровни по сравнению с существующими на 595 танков, 665 ББМ и 440 артсистем. Территориальные уровни этих государств, а также Германии не должны были пересматриваться в сторону повышения. Взяли обязательства дополнительно сократить свои уровни Германия (по танкам территориальный и национальный предельные уровни снижались на 200 ед.) и Италия (территориальный предельный уровень понижался на 81 танк, 167 ББМ и 137 артсистем).

Кроме того, вне рамок Договора государств.-члены НАТО приняли обязательство политического характера: не размещать на постоянной основе свои существенные боевые силы.на территориях новых членов альянса. В результате возможное развертывание сил НАТО на территориях Польши, Венгрии и Чехии не должно было привести к опасной дестабилизации военной обстановки в регионе.

Со своей стороны Россия заявила, что будет проявлять адекватную сдержанность в Калининградской и Псковской областях и не станет размещать там дополнительно на постоянной основе существенные боевые силы.

Адаптированный Договор ограничивал возможности размещения сил на территории иностранных государств. Такое размещение должно было осуществляться с явно выраженного согласия принимающего эти силы государств.-участника Договора. Оно имело право на подобное размещение как в счет заполнения зазора между своим ТПУ и реальным наличием собственных вооружений и техники, так и путем временного превышения ТПУ на фиксированные величины базового и, в случае кризисных ситуаций, чрезвычайного временного развертывания. Осуществление обоих видов временных развертывании подлежало контролю и подпадало под дополнительные меры транспарентности.

В случае временного развертывания с превышением ТПУ более чем на 153 танка, 241 ББМ и 140 артсистем был предусмотрен и политический ограничитель – безотлагательный созыв конференции государств.участников, на которой принимающие и осуществляющие развертывание государств.-участники должны были объяснить его причины. Задействовался механизм ОБСЕ – об итогах конференции информировался Постоянный совет ОБСЕ, который мог принять необходимые политические меры для урегулирования ситуаций, связанных с этим развертыванием.

При рассмотрении вопроса о ЧВР новые члены НАТО – Польша, Венгрия и Чехия, а также Словакия зарезервировали за собой право принимать на своей территории ЧВР сверх своих ТПУ. В то же время, поскольку они обязались при этом понизить уровни своих сил, осуществление потенциальных ЧВР не привело бы к дестабилизации обстановки в Центральной Европе.

Принципиально новым качеством обновленного Договора явился охват ограничительным, инспекционным и информационным режимами динамических изменений количества договором вооружения и техника">ОДВТ. Помимо ЧВР, подлежали уведомлению и контролю все значимые в военном отношении (30 танков, 30 ББМ и 10 артсистем) трансграничные перемещения наземных договором вооружения и техника">ОДВТ. Договор ограничивал также транзитные переброски вооружений и техники по времени – как совокупному для всех государств, так и по сроку пребывания транзитных вооружений на территории одного государств.-участника.

Качественно были модифицированы информационный и контрольный механизмы Договора за счет положений, позволяющих более оперативно отслеживать изменения в количестве вооружений, структуре и дислокации обычных вооруженных сил государств.участников в районе применения Договора. Обновленный режим инспекций позволял составить более полное представление о масштабах мероприятий, в рамках которых осуществляется развертывание дополнительного количества вооружений, и о динамике передислокаций существенных в военном отношении группировок войск.

Последовавшая в начале 2000-х гг. трансформация геополитической обстановки, связанная с массовым вступлением бывших стран ОВД в НАТО и затянувшийся отказ западных государств ратифицировать адаптированный ДОВСЕ, оправдывавшийся якобы неполным выполнением Россией стамбульских политических обязательств в отношении Грузии и Молдавии, привели к тому, что Россия настояла на созыве Чрезвычайной конференции по ДОВСЕ, которая состоялась в Вене 12-15 июня 2007 г. На ней российская делегация выдвинула ряд предложений, направленных на восстановление жизнеспособности режима ДОВСЕ: присоединение к адаптированному Договору Латвии, Литвы и Эстонии; понижение общего уровня численности ОДВТ стран НАТО для компенсации дисбаланса, возникшего в связи с расширением альянса; отмена фланговых ограничений для территории России и пр.

Итоговый документ Конференции, однако, согласовать не удалось в связи с отсутствием у целого ряда стран политической воли к поиску взаимоприемлемых решений, и 13 июля 2007 г. Президент России подписал указ о приостановлении Российской Федерацией действия ДОВСЕ (вступил в силу 13 декабря 2007 г.) до тех пор, пока страны НАТО не ратифицируют Соглашение об адаптации и не начнут добросовестно выполнять этот документ.

Состоявшаяся в конце первого десятилетия 21 века «перезагрузка» в российско-американских отношениях, подписание и ратификация Россией и США нового Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) создали предпосылки для обсуждения в 2011 г. рамочного документа, который позволил бы возобновить переговоры о контроле над обычными вооружениями в Европе.