ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ ДМИТРИЯ РОГОЗИНА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ II ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗОРУЖЕНИЯ И НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ

23. ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЕЙ И США О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОКРАЩЕНИИ И ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (ДОГОВОР СНВ-2)

ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЕЙ И США О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОКРАЩЕНИИ И ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (ДОГОВОР СНВ-2) – подписан президентами России и США 3 января 1993 г. в Москве. Стороны исходили из того, что договор вступит в силу после того, как Украина, Белоруссия и Казахстан ратифицируют договор СНВ-1 и присоединятся к ДНЯО в качестве неядерных государств.

Договором предусматривалось сокращение боезарядов (БЗ) на стратегических носителях на 50% по сравнению с их количеством, которое было определено Договором о СНВ-1, подписанным 31 июля 1991 года президентами СССР и США.

В Договоре СНВ-2 было определено, что Россия и США сокращают и ограничивают свои МБР и ПУ МБР, БРПЛ и ПУ БРПЛ, тяжелые бомбардировщики, боезаряды МБР, БРПЛ и вооружения тяжелых бомбардировщиков таким образом, чтобы суммарное количество БЗ, числящееся за развернутыми МБР, БРПЛ и ТБ каждой из сторон через 7 лет после вступления в силу Договора о СНВ-1 и в дальнейшем не превышало количество между 3800 и 4250 ед. или такое меньшее количество, которое определит для себя Россия или США, но в любом случае не превышающее 4250 ед.

В пределах этих ограничений суммарные количества БЗ для каждой из сторон не должны были превышать 2160 ед. БЗ на БРПЛ, 1200 ед. БЗ на МБР с РГЧ, 650 ед. БЗ на тяжелых МБР.

После выполнения этих обязательств Россия и США соглашались продолжать дальнейшее сокращение и ограничение своих МБР, БРПЛ и ТБ, ПУ МБР и БРПЛ, БЗ МБР и БРПЛ, вооружений ТБ таким образом, чтобы не позднее 1 января 2003 г., а при оказании помощи в ликвидации СНВ – к 31 декабря 2000 г., суммарное количество БЗ на развернутых МБР, БРПЛ и ТБ не превышало количество между 3000 и 3500 ед. или такое меньшее количество, которое определят для себя Россия и США, но не превышающее в любом случае 3500 ед.

В пределах этих ограничений суммарные количества для каждой из сторон не должны были превышать: 1700-1750 ед. БЗ на БРПЛ (или меньше), ноль единиц БЗ на МБР с РГЧИН и ноль единиц БЗ на тяжелых МБР, т.е. полностью ликвидировались МБР с РГЧИН и тяжелые МБР. Причем не более 90 шахтных пусковых установок (ШПУ) тяжелых ракет разрешалось переоборудовать для размещения других МБР, не являющихся тяжелыми. Вместе с этим разрешалось использовать тяжелые ракеты для доставки объектов в верхние слои атмосферы и в космос.

Начиная с 1 января 2003 г. и в дальнейшем, каждая из сторон брала на себя обязательство не производить, не приобретать, не проводить летные испытания и не развертывать МБР, за которыми числится более одного заряда, а также не иметь тяжелые МБР.

Договором СНВ-2 России и США разрешалось уменьшать количество боезарядов, которое числится за развернутыми МБР и БРПЛ трех существующих типов, за исключением тяжелых МБР. При этом каждая сторона имела право уменьшать на 5 боезарядов их количество, которое числится за каждой МБР из числа не более чем 105 МБР одного существующего типа при условии развертывания ее в старых ПУ МБР.

Россия и США соглашались не уничтожать платформы боеголовок МБР или БРПЛ, на которых произведено уменьшение количества БЗ, и не заменять их новыми. При этом они брали на себя обязательство не увеличивать на МБР или БРПЛ количества БЗ, если они были уменьшены.

Договором определялось, что количество боезарядов на тяжелых бомбардировщиках определяется по реальному количеству ядерных вооружений, для которых они оснащены. Причем каждая единица таких вооружений (ядерные крылатые ракеты воздушного базирования, ракеты «воздух-поверхность» с дальностью менее 600 км и ядерные бомбы) засчитывалась как один боезаряд.

Каждая сторона имела право переориентировать для выполнения неядерных боевых задач.не более 100 тяжелых бомбардировщиков. Такие бомбардировщики должны были базироваться отдельно от тех, которые предназначены для выполнения ядерных задач. Экипажи не должны были проходить подготовку по выполнению ядерных задач и принимать участие в учениях для выполнения ядерных заданий.

Ядерные вооружения должны были храниться на удалении более 100 км от авиационных баз, на которых базируются тяжелые бомбардировщики для выполнения неядерных боевых задач.

Неотъемлемой частью Договора СНВ-2 являлись Меморандум о зачислении боезарядов и о данных по тяжелым бомбардировщикам; Протокол о процедурах, регламентирующих ликвидацию тяжелых МБР и переоборудования их ШПУ; Протокол о показах и инспекциях тяжелых бомбардировщиков.

26 сентября 1997 г. в Нью-Йорке министр иностранных дел России и государств.нный секретарь США подписали Протокол к Договору СНВ-2, который предусматривал отсрочку осуществления Договора на 5 лет – с 31 декабря 2001 г. до 31 декабря 2007 г. Отсрочка связана с тем, что осуществление первого этапа выполнения Договора в соответствии с его статьей I должно было завершиться в течение семи лет с момента вступления в силу Договора СНВ-1 (он вступил в силу 5 декабря 1994 г.), т. е. к 31 декабря 2001 г. Это означало, что в случае ратификации Договора СНВ-2, например, в 1997-1998 годах, значительно – на 3-4 года – сокращалось бы время на его выполнение.

Несмотря на то, что СНВ-2 был ратифицирован США и Россией, в силу он не вступил. США ратифицировали СНВ-2 в январе 1996 г., однако Договор в пакете с Протоколом от 26 сентября 1997 г. на ратификацию не выносился. Российская сторона ратифицировала Договор в пакете с Протоколом лишь в апреле 2000 г., с условием сохранения российско-американского договора по ПРО и одобрения нью-йоркского протокола, что встретило жесткое сопротивление в Конгрессе. После выхода США из договора по ПРО российская 13 июня 2002 года сторона заявила о прекращении обязательств по договору СНВ-2.